Азбука эмоций. Стыд

Азбука эмоций. Стыд, чувство стыда. Анатомия стыда.
В предыдущих постах я писала о том, что стоит избегать в воспитании детей манипуляции стыдом по любому поводу (все прочитали предыдущие 4 поста про стыд?) Читая комментарии, заметила разнотолки в том, что же такое «стыд». Появилась идея создать рубрику «Азбука эмоций», в которой буду рассказывать об эмоциях, чувствах, переживаниях, об анатомии эмоций.
Стыд – это болезненное состояние осознания своей базовой дефективности как человеческого существа. Роналд Т.Поттер-Эфрон
Стыд – сложное социальное человеческое чувство (эмоция, переживание). Стыд невозможен вне социума. Присущ только людям. Сложное, так как состоит из нескольких эмоций и чувств.
«Я-хороший, ценный» — здоровое отношение человека к себе. Любой ребенок, пока он не столкнется с обратным, уверен «Он-хороший, ценный».
Впервые ребенок вступает в социальные отношения с родителями. Через слова, действия, эмоции родителей получает подтверждение этому, либо опровержение.
До кризиса третьего года жизни дети себя не осознаю, не отделяют себя от окружающего мира, пока еще нет четкого осознания собственной ценности. Осознание «Я-хороший» или «Я-плохой» появляется с рождением личности, после первого кризиса сепарации. Поэтому призывать к стыду годовасиков, двухлеток бесполезное занятие. 
Ребенок в 2,5 – 3 года начинает осознавать себя отдельной человеческой личностью с комплектом своих собственных качеств и особенностей, самоценную. Трехлетка считает себя «офигенным», не сомневается в своей «супергеройской сущности».
Но время от времени он получает от мира послание, что не больно-то он и хорош. Послания разные. Первичные получает при столкновении со своими ограничениями, хотел молнию на куртке застегнуть, был уверен, это ему под силу (помним про супергеройскую сущность), но не смог. Столкнулся с ограничением, с послание от мира, что ты пока еще недостаточно умел для этого дела. Возникает фрустрация, гнев. Вот тут начинается самое интересное, вот тут рождается стыд. Что ему скажут родители, каково будет их послание? Помогут ли справиться с молнией, помогут прожить фрустрацию и принять тщетность в любящих объятиях, утешат, дадут понять, что с тобой все нормально или рыкнут: «руки из жопы», «не позорил бы меня». Все справедливо и для подростков, и для взрослых. 
Что скажут родители, когда увидят руки в трусах у трехлетки? Найдут порнозакладки в браузере у подростка? Какое послание дадут родители? С тобой все «нормально» или ты «извращенец», какую оценку дадут?
Что дальше?
Ребенок (подросток) считает себя ценным. А ему говорят, что он «ничтожество» в разных формах, даже вполне безобидных «вот в наше время». Реакция нормальной психики на нападение – злость. Злость должна помочь защитить себя, дать отпор, убежать в конце концов. Но ударить, нагрубить мамепапе нельзя, убежать особо некуда. Вернее, сначала ребенок так и делает, либо проявляет агрессию, либо убегает, закрывает уши, либо отключается (бей, беги, замри). Но агрессия эта оказывается социально неприемлемой. Она находит выход в том, чтобы направлять ее на себя, «Да, я плохой», «Да, я никчемный», «Да, я ничтожество».
Вот и родился стыд. Стыд можно рассматривать как аутоагрессию. Как подавленный гнев, который не нашел выхода во вне, но нашел выход во внутреннем мире.
Стыд – уничижение собственной ценности, переживание своей неценности, болезненное переживание, потому что изначально противоречит здоровой базовой установке «я хороший». Если много подавленной агрессии, много деструктивного стыда. Такой стыд ходит рука об руку с низкой самооценкой. Когда человек осознает всю малоценность, хочется уменьшиться в пространстве, исчезнуть, не жить, самоликвидироваться. 
Конечно, психика человека имеет множество защит, не все послания «ты плохой, ничтожный, неправильный» будут иметь на личность человека разрушающее значение. Тут важно и частота таких посланий, и наличие противоположных посланий, и значимость взрослого, который эти послания дает, и личность ребенка (кто-то просто будет «агрессивным»), и то, что уравновешивает эти послания.
Да и невозможно избежать столкновений с осознанием своей немощи, своего несовершенства, своей некоторой «плохости». Мы живем в мире норм и правил. Пока научишься их соблюдать не раз нарушишь, получишь обратную связь от мира «Стоп. Не делай так. Плохо нарушать правила. Плохие люди нарушают нормы». 
При понимании своего несоответствия некой норме, человек испытывает стыд, то есть чаша весов качается в сторону «я-плохой» (должно быть знание о том, что норма, а что нет, и знание о том, что нарушать норму — плохо). 
Нормы бывают социальные, правила конкретного общества, в котором живет человек. Нормы могут сильно различаться в разных обществах (в России глазеть долго и пристально на человека – не норма, а в Израиле – полный порядок). Нормы – социальные, более-менее объективные вещи, одинаковы и понятны всем членам общества. 
Есть нормы субъективные, которые человек сам для себя обозначил, сам придумал, которые сформировал его жизненный опыт. Например, у каждой женщины есть норма «Хорошая мать» (У одной «хорошая мать» — это три блюда из алтайских овощей и парного мяса на каждый прием пищи, для другой «хорошая мать» — 5 развивашек в неделю). Когда человек сталкивается с несоотвествием своей субъективной норме, тоже возникает ощущение «я плохой», и как следствие чувство стыда. Важно, может человек принять это несоответствие или нет (фрустрация и тщетность), изменить субъективную норму.
И вот именно эти «субъективные» нормы и несоответствие им – то, что можно проработать с психологом, если понимаете, что живете в рамке стыд. Конечно важно, какие послания человек получал в детстве от родителей при нарушении норм, какие нормы ему закладывали. Так он автоматом и реагирует при столкновении с нарушением норм во взрослом возрасте. Стыд – это еще и выученная реакция.
Уточняем понятие, стыд – переживание своей неценности, своей плохости при нарушении норм или при осознании несоответствия нормам, и невозможность изменить или принять это несоответствие. Это переживание нужно и полезно при нарушении некоторых социальных норм, оно служит компасом, регулятором поведения. Не пройдет стыд мимо нормально развивающейся личности.
Столкнулся человек со стыдом, а дальше что? Важно, как он научится его проходить, как его этому научат родители? Либо все больше и больше убеждаться в своей никчемности (родители все давят, все позорят, все стыдят), либо будет уходить в отрицание и защиту (я хороший, вы плохие, я не виноват, виноваты все вокруг), либо это неприятное ощущение станет сигналом «ты что-то делаешь не верно, измени свое поведение», «не ты плохой, поступок плохой» «хорошие люди иногда совершают нелицеприятные поступки, это нормально» («конструктивный стыд»). Но обычно родители оставляют ребенка со стыдом один на один.
На самом деле для многих людей – стыд – самоценность. Мол если стыдно, значит не пропащий человек. Стыд культивируют специально. Стыд – это кнопка. Этим пользуются абьюзеры (родители тоже могут быть абьюзерами). Стыдящийся человек – управляемый человек. Но это кнопка замедленного действия. Агрессия может вырваться и быть направлена против абьюзера. Либо человек разрушит себя физически – наркотики, алкоголь, суицид, беспорядочная половая жизнь. Либо психические нарушения, расщепление личности.
Стыд – возникает из конфликта между «я хороший» и «я плохой», который возникает при нарушении или несоответствия социальным, или субъективным нормам. Важно, как человек проживает стыд конструктивно или деструктивно для себя и своей личности.
Там, где много стыда, много гнева, много энергии. Стыд словно гасит эту энергию.
Противоположность стыду гордость. На чаше весов «я-хороший» и «я-плохой». Понятное дело, что от размера перекоса будет зависеть интенсивность стыда.
Когда один человек стыдит другого, намеренно качает чашу весов другого человека от «я хороший», к «я плохой», надеясь, что в своем стремлении восстановить правильный баланс, человек изменит поведение.
Манипулировать базовой установкой «я хороший», то же самое, что манипулировать любовью и безопасностью. Как воспитывать детей без стыда, наказаний, буду рассказывать на курсе «Антикапризка»