Делиться от избытка

Я не сторонник того, чтобы детей заставлять делиться своими вещами. Вынуждая ребенка отдать свою вещь, или уговаривая, давя на стыд, долг, старшенство, враждебность, обиду, гнев к тому, с кем пришлось поделиться усиливается. «Жадность» (упрямство, желание владеть) расцветает буйным цветом.

Получается ситуация «с чем боролись, на то и напоролись».

Делиться от избытка, или потому что это приносит выгоду или позитивные эмоции, совсем другое дело.

Чтобы появилось ощущение избытка, ребенок должен владеть чем-то безраздельно, т.е. он хозяин, он царь каких-то вещей. А значит в его воле дать или не дать. И эту волю надо уважать.

Делиться — выгодно. Этот момент дети обнаруживают постепенно, годам к 4. Насильно объяснить это нельзя. Но когда ребенок это понял, то можно усилить момент положительными эмоциями, например похвалить, искренне порадоваться.

Делиться — иметь больше возможностей. Понимание этого тоже приходит постепенно, тоже к 4-5 годам. Мы можем рассказывать об этом, но нужно ждать, когда созреет.

Полезно создавать для детей положительный опыт дележа. Например, поделить огурец, яблоко, булочку. Делить то, что не принадлежит лично ребенку, но в дефиците. Это полезный опыт, сопровождающийся положительными эмоциями.

Ювелирная работа, не правда ли? Это совсем не про «Не будь жадиной, и ты же старший!» Как бы это еще нашим бабушкам объяснить…

Нина Ливенцова, детский психолог