Детский сад учит общаться?

Сегодня о мифе «В ДС дети учатся решать конфликты без участия родителей». Так ли это? Да, учатся после 4-5 лет, но ДС здесь не причем и отсутствие родителей тоже.

В детстве прочитала историю, как где-то учат детей плавать. К ребенку привязывают жестяные банки, выбрасывают из лодки на глубину. Банки шумят, ребенок барахтается. Стало тихо, пора спасать ребенка. Ребенок будет барахтаться, чтобы выжить и научится плавать. Хм…

Тренировка коммуникативных навыков, в группе таких же не умеющих общаться, примерно тоже самое, что бросить ребенка в воду и ждать, когда он поплывет.

Теперь вопрос, как дети должны учиться конфликтовать, каких навыков ждете? Петров кусается, защищая свои игрушки. Иванова визжит, что уши закладывает. Это их способы решать конфликты. Кстати для трехлеток вполне нормальные. Но речь ведь не об этом?

Наверное, ожидаете, что дети начнут договариваться, меняться, идти на компромисс. А если нет (кусаются, дерутся), то сразу летят камни в огороды родителей. Мол, не научили общаться…

Так все-таки родители должны научить? Хм…

Но все еще сложнее, научиться приемлемо вести себя в конфликтах ребенок может тогда, когда мозг дозреет до того, чтобы ребенок мог поставить себя на место другого. До 4-5 лет — это недоступно. Пока мозг не дозреет, ждать от него умения разрешать конфликты договорами бесполезно.

До 4-5 лет взрослый сдерживает поведение ребенка, останавливает не приемлемые импульсы. Поэтому на детской площадке нужно следить за детьми, не надеяться, что «сами разберутся». Еще они подражают моделям, которые видят у взрослых, без понимания сути. Еще их может сдержать страх наказания. Опять же без понимания сути.

После 4-5 лет даже без специального обучения, дети научаются договариваться, если предыдущие периоды развития прошли благополучно.

Т.е. посещение ДС никак не ускорит этот процесс, а его отсутствие не замедлит. Но после 4-5 лет общение со сверстниками – хорошая почва для оттачивания коммуникативных навыков.

Детский психолог, Нина Ливенцова