Как не стать тираном для своего ребенка?

«Боюсь проявлять власть по отношению к ребенку!»

В прошлых статьях разбирали тему родительского лидерства. Было много комментариев про то, что «страшно травмировать ребенка властью» и «где брать точки опоры родителю». Вам близки эти сомнения и вопросы? Мне да!

Первая статья «А вы в авторитете у своих детей?» 
Вторая статья «Как родитель проявляет лидерскую позицию» 

Действительно, как не скатиться в деспотию, тиранию, самодурство? Что уравновешивает власть?

Я задаюсь этими вопросами давно. Сегодня готова поделиться ответами с вами.

Сначала поговорим о том, почему детям важно, чтобы родители проявляли власть. Так ли уж это необходимо или можно обойтись совсем без власти?

⭐Дети нуждаются в родительском руководстве. Дети незрелые, недееспособные. Вы до их совершеннолетия несете за них ответственность. Влиять на своих детей, обеспечивать безопасность и здоровье, прививать нормы поведения в обществе, учить детей социально-приемлемым способам общения – прямые родительские обязанность. Для этого родителям нужно быть в лидерской позиции, в ведущей роли для своих детей. Никакого равенства быть не может. Потому что равенство это когда трехлетнего ребенка родитель спрашивает: «Ты пойдешь домой?», а ребенок: «Не пойду!». Тогда родитель говорит: «Хорошо, решай сам, а я иду домой!» и реально предоставляет ребенку выбор и принимает его. Ребенок делает выбор в пользу прогулки, а родитель идет домой. Представим, что это городской двор, не огороженный, и окруженный дорогами. Возможно ли здесь такое равенство? Если ребенок попадет под машину, можем ли мы сказать, «сам виноват»? Значит родителю придется проявлять свою власть и ограничивать прогулку тогда, когда родитель посчитает правильным. Травмирует ли ребенка такая власть? Нет. Она его защищает.

⭐Дети не могут предвидеть последствия своих поступков. Родитель решает за ребенка, потому что ребенок пока не способен увидеть ситуацию целостно, понять последствия того или иного выбора, нести ответственность за последствия.

Поэтому ходить в школу или не ходить, пить лекарства или не пить, переходить дорогу за руку или самостоятельно, решают родители (на что родителю опираться напишу ниже). Потому что родитель – взрослый, может понимать последствия поступков (очень хочется на это надеяться), может принять наиболее верное решение, а вовсе не потому что родительской правой пятке так сегодня хочется. Травмирует ли ребенка такая власть? Нет, она его защищает и направляет.

⭐Дети не рождаются с морально — нравственными качествами в комплекте. Это то, что прививается родителями. Дети до поры до времени не могут руководствоваться морально — нравственными представлениями о жизни в конкретном обществе. Если ребенок тянет кошку за хвост, им движет абсолютный познавательный интерес, но это поведение может противоречить нравственным правилам в обществе. Родитель должен остановить ребенка, помочь ему понять почему так поступать нельзя, до тех пор, пока ребенок не уяснить эту норму, останавливать его от того, чтобы «мучить» кошку. Травмирует ли ребенка такая власть? Нет, она его наставляет. А еще защищает не только ребенка от последствий, но и окружающий мир от «незрелых» поступков ребенка.

Понимаете, какая ответственность лежит на родителях? Возможно ли обойтись в воспитании ребенка без родительской власти? Нет. Это право родителя, его обязанность, и его ответственность. Это огонь, которым он должен распоряжаться мудро.

Однажды беседовала с женщиной, которая жаловалась, что сын в 5 лет вообще ничему не обучается, не слушается, не считает маму за авторитет, хотя отклонений в развитии нет. В тоже время мама подчеркнула, что она очень его любит, делает все возможное, чтобы сын в этом не сомневался. Я направила ее мысли на тему родительской власти, границ. И мама тогда воскликнула: «Я думала, что нужна только любовь!» Любовь безусловно важна, но родительское лидерство – это тоже проявление любви. Потому что родитель из любви к ребенку, помогает ему освоить сложный мир, чтобы потом, когда он станет самостоятельным, у него были все необходимые ресурсы для полноценной жизни. Если родитель отказывается от того чтобы научить ребенка важным навыкам из соображения: «я люблю его и не хочу причинять ему малейшие неприятности», действительно ли он движим любовью, или страхом столкнуться с детскими эмоциями и бессилием, или инфантильными представлениями об отношениях родителей и детей? Другой вопрос, что обучать ребенка, ограничивать, направлять, наставлять можно по-разному, можно как тиран, а можно как заботливый и любящий родитель.

Итак, что же уравновешивает власть? В чем искать точки опоры родителю?

1) Забота. Действия родителя продиктованы заботой о ребенке. Не потому что «я так хочу», а потому что так будет лучше для ребенка. Например, ребенок орет и вырывается из маминой руки, потому что ему 3 года, и он хочет сам переходить дорогу. В чем будет забота для ребенка в этой ситуации? В том, чтобы обеспечить его безопасность, взять за руку, и перевести через дорогу. Другой пример, ребенок орет и вырывается из маминой руки, потому что ему три года, и он хочет сам спуститься по лестнице в подъезде. В чем здесь будет забота? В том, чтобы помочь ребенку освоить этот навык. Предоставить свободу спускаться с лестницы самостоятельно, но быть рядом и подстраховывать. Ситуация третья, ребенок орет и вырывается из маминой руки, потому что хочет в песочницу, но мама не разрешает, на ребенке новый, дорогой костюмчик, который он может испачкать. В чем здесь будет забота о ребенке? В том, чтобы не одевать на улицу новые и дорогие костюмчики, которые жалко испачкать и предоставить ребенку возможность играть в песочнице с другими детьми в менее дорогом костюмчике.

Чувствуете, как из этой позиции трудно стать самодуром и тираном? Другой момент, забота о ребенка должна уравновешиваться заботой и себе и обо всех членах семьи.

2) Знания о детях. Как знания о детях уравновешивают власть? Например, родитель требует от ребенка выучить буквы в три года, ребенок орет, сопротивляется, родитель кричит, ставит в угол, заставляет (проявляет власть). Родитель не знает, что любое обучение для ребенка в 3 года должно быть исключительно в виде игры. Занятие не больше 10 минут. Занятие должно иметь положительную эмоциональную окраску. И вообще, в 3 года у ребенка есть задачи и поважнее обучения буквам и чтению. Если бы родитель знал об этом стал бы он держать ребенка 30 минут за детской партой, и кричать на ребенка?

Важно понимать на каком этапе возрастного развития находится ваш ребенок, что бы родительские решения были адекватны возрасту.

На курсе «Антикапризка», я даю базу знаний о детях, минимум, который нужно знать каждому родителю. Они станут опорой тогда, когда не знаете как поступить, не понимаете ребенка. Сейчас кажется, что уж в знаниях о детях в современном мире недостатка нет. Но множество знаний часто не становятся опорой для родителя, а приводят к родительскому неврозу и неуверенности в себе. Потому что информация о детях часто противоречивая, отрывочная, сложно отделить факты от мнений, науку от мракобесия (да, да, в психологии это тоже есть).

3) Позиция заботы и знания о детях дают родительскому поведению гибкость в отношениях с детьми. Гибкость, то что уравновешивает самодурство. Например, ребенок в 2 года не мог самостоятельно переходить дорогу, а в шесть уже может. Родитель может дать ребенку эту свободу, обучив правилам безопасности. Другая ситуация, в 2 года уместно родителю присутствовать при купании ребенка, а в 7 лет уже нет. Когда ребенок стыдливо прикроется или попросит ворвавшегося родителя выйти из ванны, родителю нужно выйти, а не смеяться: «Ой, да чего я там не видела!», и задуматься о личных границах в семье. Другой пример, в семье есть правило «печенье после супа». Но так сложилось, что время обеда настало, супа еще нет, ребенок орет, потому что голодный. Родитель ругает ребенка за крик, но печенье принципиально не дает (проявляет власть). Есть же правило! Но здесь самое время проявить гибкость, основанную на заботе и знаниях о том, что ребенку очень трудно ждать. Дать печенье.

Итак, чтобы не скатиться в тиранию, самодурство, родительскую власть должны уравновешивать забота, знания о детях, гибкость родительского поведения.

БАЛАНС между властью, заботой, гибкостью, основанной на заботе и знаниях о детях, это то, что я называю АДЕКВАТНЫМ РОДИТЕЛЬСКИМ ЛИДЕРСТВОМ. Из такой позиции невозможно стать тираном или навредить ребенку родительской властью.

Какой из элементов родительского лидерства вам нужно прокачать, по вашим ощущениям: ✅власть, ✅забота,
✅гибкость, ✅знания о детях? 

В чем чувствуете недостаток или перекос? Напишите в комментариях?