Как родитель проявляет лидерскую позицию?

«Меня не свернешь, если что-то сказала, то так и сделаю, но сын все время пытается меня продавить. Получается борьба и конфликты каждый день. Почему так, он не хочет признать мой авторитет?»

Тема родительского лидерства не такая простая и прозрачная как кажется на первый взгляд. Будем разбираться дальше. Начало здесь:

Итак, как проявляется для ребенка лидерская позиция родителя?

1) Родитель внутренне уверен в себе, он чувствует себя достаточно хорошим родителем для своих детей. Это состояние трудно описать словами, но думаю каждый взрослый понимает о чем речь. Это состояние проявляется в речи, позах, жестах, в решениях, в конфликтах. Нечно невидимое глазу, но что мы все безошибочно распознаем в людях. Стоит провести немного времени с незнакомым человеком, поговорить с ним, понаблюдать за ним, как мы определим лидер он, или нет, уверен в себе или нет.

Что подтачивает родительскую уверенность в себе, как в хорошем родителе?
✅Чувство вины. Все эти мысли: «Я ужасная мать, хуже только Гитлер», «Мироздание ошиблось, когда давало мне детей!»
✅Неуверенность в себе в целом, застенчивость.
✅Отсутствие личных границ, или сложности с их установлением, как следствие чувствительность к замечаниям каждого встречного по поводу вашего ребенка.
✅Какие-то установки, которые мешают проявиться лидерству, например: «Я не хочу быть диктатором для своих детей!», «Я не хочу быть как моя мать (мать была властным родителем, значит я буду мягким и отказываюсь от власти), «Я травмирую ребенка».

2) Родитель выстраивает иерархию в семье так, чтобы ребенок не сомневался, что главные в семье родители. Папа и мама уделяют время своим отношениям, ставят их в приоритет все больше и больше по мере взросления детей. Как это проявляется?
✅Например, родители могут отселить ребенка в 2 года в кроватку из своей родительской кровати, при этом не чувствуя вины, полностью уверенные в своем праве это сделать.
✅Родители могут попросить ребенка 5 лет подождать и не перебивать, когда папа с мамой разговаривают.
✅Папа с мамой придерживаются одной политики в воспитании, и каждый демонстрирует уважение к партнеру. Папа не разрешил ребенку идти гулять. Ребенок бежит к маме, а мама вроде не против, чтобы ребенок шел гулять, но она соглашается с папой. У нас в семье есть правило: «Если один родитель против, значит так тому и быть».
✅Родители могут ставить в приоритет свои взрослые дела и сообщать об этом детям: «Я сейчас готовлю ужин. Скоро придет папа, он захочет есть. После ужина я поиграю с тобой!»

3) Родитель может обозначить границы для детей и выдержать их. «Дорогой, сначала уроки, потом мультики. И никак наоборот!», «Дети в 22.00 должны быть в своих кроватях!», «Если ты продолжишь кидаться песком в детей, то мы пойдем домой (или уйдем из песочницы)», «С мамой в кровати можно полежать, но спать идти в свою!». Границы должны быть адекватными возрасту ребенка, контексту вашей жизни. О границах подробно рассказываю на курсе «Антикапризка», мы с участниками на практике учимся выстраивать адекватные границы в семье.

4) Родитель ценит свои слова, выполняет то, что обещает. Старается не использовать угрозы, шантаж, блеф. «Собирай все игрушки, а то я их отдам соседскому мальчику!», «Если не съешь кашу, больше никогда есть не будешь!»

5) Родитель показывает ребенку свои личные границы, ставит свои дела при необходимости в приоритет: «Нельзя прыгать по моему животу», «Мне больно, когда ты трогаешь мою родинку, не надо так делать!» и подкрепляет слова действием, убирает руку ребенка от своей родинки, «Мне нужно поработать!»

6) Родитель защищает ребенка от окружающих доброжелательных или не очень. «Я сама поговорю со своим ребенком. Не надо его воспитывать!», «Он пока не готов целовать бабушку, не надо его принуждать», «Он пока не привык к вам, дайте ему время!», «Спасибо Марья Ивановна, что сообщили мне об этом. Я поговорю с Петей дома»

7) Родитель ценит, уважает себя, и проявляет уважение к ребенку. Например, ребенок капризно и агрессивно кричит маме: «Дай быстро пить!». Мама останавлиевает его, и просит озвучить просьбу вежливо: «Скажи вежливо, что ты хочешь! Например, мама, дай пожалуйста воды» и сам попросит вежливо, когда ему что-то понадобится от ребенка.

8) Родитель принимает взвешенные решения относительно жизни ребенка, и берет ответственность за последствия этих решений. «Нужно выпить лекарства. Понимаю, что не хочешь. Но нужно! Нам все равно придется это сделать. Выпьешь сам, или с моей помощью?»

9) В сложных ситуациях родитель демонстрирует позицию «сейчас папа все разрулит», «я сейчас найду выход из этой ситуации». Например, родитель везет ребенка на кружок танцев, а ребенок забыл сменную обувь или костюм. Обнаруживается это уже по приезду на танцы.

Один родитель в такой ситуации реагирует так: «Неприятно, сейчас что-нибудь придумаем!», другой начинает кричать на: «Что теперь делать, ты хоть понимаешь, как меня подвел. Я не знаю, что делать».

В первом случае родитель может и не знать, как разрешить ситуацию, но его поведение и слова выдают в нем того, кто сможет решить эту проблему. Во втором случае родитель демонстрирует бессилие, и может даже ждет от ребенка более зрелого решения, чем от себя.

Какой родитель демонстрирует лидерство, думаю очевидно.

10) Родитель помогает ребенку тогда, когда ему действительно нужна помощь. Например, ребенок стесняется подойти к компании детей и вступить в игру, родитель может ему помочь. Взять за руку, ввести в компанию, познакомить с ребятами.

11) Родитель является источником знаний для ребенка, или помогает ребенку найти источник знаний. Например: «Папа, а откуда берутся дети?». Папа: «Не знаю, иди у мамы спроси!». Другой пример: «Папа, а как ребенок попадает в мамин животик?». Папа: «Знаешь, я сейчас не готов ответить на этот вопрос, но я обязательно подготовлюсь и все тебе расскажу. Давай завтра вечером об этом поговорим!», и папа готовится, и дает ребенку ответ на этот вопрос. Понятно да, где есть проявление лидерства, а где нет?

12) Родитель может признать свои ошибки. Открыто и честно.

Как вы уже поняли, лидерскую позицию по отношению к детям, как и шило в мешке, не утаить. Нельзя заставить ребенка признать авторитет родителя, если нет четких проявлений этого авторитета. Для ребенка «авторитет» всего лишь абстрактное непонятное красивое слово. Лидерство родителя, его ведущую роль, ребенок принимает, впитывает через ежедневное взаимодействие со взрослыми.

Вспомните свои школьные будни и учителей в своей школе. Одни учителя были в авторитете, а другие нет. Почему? Разве только потому что одни учителя вдалбливали: «Я учитель, меня надо уважать!», «Я старше тебя, ты должен слушать и делать то, что я говорю!», а другие нет? Кстати, авторитет учителя не зависел от его возраста. Авторитет учителя складывался из множества мелких деталей, которые проявлялись в его поступках, речи, поведении, в реакциях на поведение учеников. Так же и родительский авторитет складывается для ребенка.

Сейчас кто-то может испытывать внутренний конфликт. Лидерство – это ведь про власть. Как проявлять власть, но не скатиться в родительскую деспотию, тиранию, самодурство? Ведь никому не хочется для своего ребенка быть «злым полицейским». У вас возникли такие мысли?

О том, что уравновешивает власть, что отличает адекватное родительское лидерство от неадекватного, рассказываю здесь: «Как не стать тираном для своих детей?»