«Дочь приходит из сада, играет в агрессивные игры» — рассказывает мама на консультации.
⠀
«Что значит в агрессивные?»
⠀
«Раскладывает кукол, говорит, в детский сад играет. Куклы начинают драться. Одна кукла бьет другую. Меня эти игры пугают. Я запрещаю так играть. Как объяснить, что так делать нельзя?»
⠀
«А вы бы предпочли, чтобы ребенок бил реальных детей в детском саду, кусал их? А может быть вам по душе обгрызенные ногти?»
⠀
Как уже писала злость – чувство запрещенное. Даже такое выражение пугает.
⠀
Что происходит? Ребенок был в саду. Возможно кто-то его обижал, нарушал границы (как без этого в ДС). Что-то ребенка злило, он сдерживал злость. Накопилось напряжение. Девочка нашла способ выразить эмоции, проиграть их. Довольно конструктивно, не находите?
⠀
Вместо того чтобы запрещать игру, присядьте и послушайте, на что малыш злится. Поиграйте вместе, возможно, лучше узнаете и поймете ребенка.
⠀
Как помочь маленькому ребенку выпустить пар?
⠀
1. Проговорить эмоции. Дайте ребенку выговориться, выслушайте без подобной критики: «Ты что, так нельзя про воспитателя говорить! Ты что, нельзя называть подругу дурой!». Не обязательно разделять его мнение.
⠀
2. Активные физические действия (топать, прыгать, драться подушками, кидать мячи, стрелы в цель, рвать бумажки).
⠀
3. Игры. Ролевые игры (пример из начала статьи). Игра Бармалей. Покажи, как злится Бармалей, как он недоволен. Игра в эмоции. Покажи злость. А как выглядит обида. Игра Монстры. Покажи монстра, самого настоящего злого монстра.
⠀
4. Символическое выражение гнева. Рисование. Можно нарисовать гнев, страх, того, кого боишься, кто тебя злит. Фантазирование. В фантазиях проиграть неприятную ситуацию. Придумать сказку с хорошим концом, который будет нравится ребенку. Например, как главный герой победил обидчиков. Подойдет чтение терапевтических сказок и историй.
⠀
5. Можно отвести специальное место и время для злости. Ругаться и кричать, топать ногами, только в этой части дома, на этом коврике.
⠀
Ваши дети играют в «злые» игры?