Кризис и истерики. Что делать?

Кажется, что про детские капризы, истерики уже столько всего написано, что у родителей должны быть алгоритмы в голове на случай подобных ситуаций.

Если мы говорим про детей в кризисе трех лет, то любое детское расстройство лечится простым и известным алгоритмом:

🌱 Ребенок, когда плачет, кричит, истерит – он во власти эмоций? Гнев, огорчение, страх, разочарование, отчаяние… Задача родителя: распознать эмоцию.

🌱За эмоциями стоят потребности. О потребностях есть отдельная статья. Ну не бывает истерик на пустом месте. Самая важная потребность у ребенка в кризисе трех лет – сделать самостоятельно, принять решение самому, быть автономным. Задача родителя: понять потребность.

🌱Ребенок не может адекватно выражать свои эмоции, он их не понимает, не может ими управлять. Поэтому у детей эмоциональные реакции по мнению взрослых не совсем адекватные. Зачем кричать, можно сказать. А что сказать? «Мама, я расстроен», он еще и слов таких не знает. Задача родителя: принять что ребенок существо не зрелое и то как он сейчас выражает эмоции нормально, при этом не заражаясь эмоциями от ребенка.

🌱Чтобы помочь ребенку чувствовать себя лучше, нужно выслушать его с сочувствием, обозначить, проговорить его эмоцию. Описать ситуацию, его потребности. Задача родителя: провести диалог в стиле активного слушания. Глобальная задача: развитие эмоционального интеллекта.

🌱И только теперь установить границу. Искать решение затруднения. Задача родителя: показать границы дозволенного, установить правило, удовлетворить потребность, найти выход который устроил всех.

Почему родителям так трудно справиться с детскими истериками, потому что из 5ти пунктов часто применяют только пятый. Да и то довольно в грубой форме «Прекрати орать. Не буду я тебе ничего покупать!»

И еще, не всегда истерику нужно прекращать, часто надо дать ей закончиться, и только тогда уже вести диалог в ребенком.

Нина Ливенцова, детский психолог