Мотив и стимул

Пишу вам о мотивации, стараюсь разложить тему на молекулы. Но тема сложная, многоуровневая, поэтому писать о ней не так уж и просто. ⠀

Помню преподаватель в универе рассказывала, что в научном сообществе спорят о понятиях мотив, мотивация, стимул, потребность и как это все соотносится друг с другом.⠀

Когда я говорю о мотивации, подразумеваю СИСТЕМУ действий, направленых на побуждение к деятельности. Понятно, что в любую систему мотивации будут входить как положительные (побуждение к успеху), так и отрицательные (страх перед неудачей) приемы.⠀

Если раскладывать тему дальше, то мы встречаемся с понятиями мотива и стимула.⠀

Мотив внутреннее побуждение к действию (хочу сделать уроки). Стимул внешнее (мама сказала, надо делать уроки). Стимул может быть отрицательный (мама накричала) или положительный (мама пообещала мороженное).⠀

Стимул может преобразоваться в мотив (делаю уроки, т.к не хочу расстраивать маму), (делаю уроки, так как в конце года за хорошие оценки будет подарок).⠀

Но это еще не все. Есть такое понятие «сдвиг мотива на цель». Внутреннего побуждения (мотива) учиться нет. Родители стимулируют тем, что обещают в конце года подарок за труды (стимул). Ребенок начинает прилежно заниматься, так как хочет получить подарок, занимается не день, а все три месяца (мотив). Но в процессе учебы за подарок, он вник в суть предмета, стал получать хорошие оценки и ему понравилось учиться (сдвиг мотива на цель). Но этого сдвига может и не произойти.⠀

Помню, я не любила читать в начальной школе. Однако нужно было читать, заполнять дневник. Однажды мама купила книгу «Дядя Федор, пес и кот», как обычно заставила прочитать одну главу (стимул). Я прочитала главу, и мне понравилось. Без напоминания я прочитала еще две. А потом и всю книгу (мотив). В общем примерно тогда я почувствовала вкус к чтению (произошел сдвиг мотива на цель).⠀

Так примерно выглядит механизм мотивации, если совсем просто. Что делать с этими знаниями решайте сами☺⠀

Здорово, если есть внутренний мотив. Но если его нет, то на его появление можно повлиять. Однако стимулировать тоже нужно с умом.⠀

Нина Ливенцова, детский психолог