Моё, чужое, общее…

Статьи про детскую «жадность» вызывают множество споров. Кто-то боится, что если не учить детей делиться, то вырастут эгоистами и пропало наше общество. Другие готовы разорвать чужого малыша за то, что позарился на лопатку их ребенка.

Я специально использовала прилагательные «нежно и твердо» чтобы описать, как вернуть свои игрушки. Нежно – значит доброжелательно, вежливо, без наездов, выхватываний, криков. Твердо – уверенно и решительно. Я знаю, порой медведица просыпается в каждой маме, когда ее ребенка «обижают», но смотрите, кто обижает. Такой же несознательный годовасик? Почти всегда можно привлечь внимание его мамы к ситуации, попросить вернуть вам игрушку.

Реагировать на такие ситуации нужно адекватно. А то чужих детей растерзать готовы, а двухметровому дяде, который бросает окурки в песочницу слова молвить никто не посмеет. Адекватность – вот к чему я всегда призываю! В статьях я не могу учесть всех ситуаций, но голову никто не отменял.

Детей нужно приучать к тому, что есть вещи твои, чужие, общие. ⠀

  1. Твоими можешь пользоваться на свое усмотрение. Не хочешь делиться – не делись. Хочешь – делись, меняйся, дари. Главное тут твое ЖЕЛАНИЕ. Это твоя вещь, никто не может забрать ее у тебя без твоего желания. Свое можно и нужно защищать.
  2. Чужое можешь брать только после разрешения. Но тебе могут разрешить, а могут не разрешить. Тут уже на усмотрение хозяина (все тоже самое справедливо для тебя с твоими вещами). Если не разрешили, ты можешь расстраиваться, плакать, протестовать – на чувства имеешь право. Но отбирать нельзя. Можешь предложить обмен. Но будь готов, что может хозяин согласиться на обмен, а может и нет. Чужую вещь нужно возвращать, нельзя ломать.
  3. Общее, то чем могут в равной степени пользоваться все желающие. Горки, качели, песочницы, лавочки. Существуют определенные правила пользования общими вещами. Например, кто первый сел на качели, тот и качается. Или, с горки катаются в порядке очереди. Общее нельзя присвоить. ⠀

Все это справедливо и для детей одной семьи.

Нина Ливенцова, детский психолог