Не читайте Петрановскую, или почему ребенок убегает?

«Не читайте советских газет перед обедом», говаривал профессор Преображенский.

Подражая классику порой хочется сказать тревожным родителя: «Не читайте Петрановскую!»

{Да что эта Нина себе позволяет}

Вообще-то я ничего не имею против Людмилы Петрановской. Я ее фанат. И вам не однократно рекомендовала ее книги. Считаю их полезными.

Но порой я вижу, в какую тревогу впадают мамы (по видимому тревожные изначально), принявшие теорию привязанности слишком близко к сердцу, слишком буквально, слишком категорично.

На той неделе в сторис мы разбирали ситуацию «Ребенок в 1,10 убегает от мамы на прогулке. Даже не оглядывается. Что это?» Автор вопроса предположила, что это кризис третьего года жизни.

Я ответила, что это не проявление кризиса. И спросила вас – подписчиков-родителей, что вы думаете по поводу этой ситуации?

Мнения получились разные. Было много предположений о том, что может это нарушение привязанности, нарушение поведения следования. Были и противоположные, что наоборот, привязанность такая крепкая, что ребенок чувствует себя в полной безопасности и с интересом исследует мир.

Когда я попросила проголосовать за одной из мнений, посыпались истории в директ: «А у меня ребенок тоже так себя ведет? Это нарушение привязанности? Что делать?» И таких сообщений было много. Во всех тревога.

Давайте вот что проясним.

1. Теория Привязанности – это теория. Эта одна из моделей развития личности. Это хорошая теория и модель. Но в любой модели много упрощений. Жизнь всегда сложнее любых теорий. Она создана чтобы помочь понять природу человека. А не для того, чтобы каждого человека впихнуть в рамки этой теории, и если он вдруг в ее рамки не вписывается, беспокоиться и переживать, что что-то с этим человеком не так. Теория помогает понять феномен развития, помогает более осознанно подходить к воспитанию и взращиванию детей. Она существует не для того, чтобы вы ставили себе диагнозы, и потом сходили с ума из-за них. Оставьте это дело специалистам.

2. У большинства детей и родителей все нормально с привязанностью (обычная семья, без особых катаклизмов, передряг, ребенок растет с родителями, они о нем заботятся, он их знает, видит, слышит, чувствует). Все с ней в полном порядке. Да, и у вас, и у вас, и у вас тоже. Бывают нюансы (проблемы), но это не критично, и чаще всего компенсируемо.

3. Если ребенок в 1,5 года жмется на прогулке к маме, если он бежит сломя голову от мамы, это все нормальные процессы. Не нужно любое детское поведение глубоко анализировать и искать в обычном детском импульсивном непроизвольном поведении свои РОДИТЕЛЬСКИЕ КОСЯКИ. И накручивать себя в очередной раз вопросами «Ну что я делаю не так?!»

У ребенка, которому 1-2 года, поведение непроизвольное. Это значит он не может контролировать его, прогнозировать, просчитывать. Ребенок руководствуется яркими внешними стимулами. Вот он видит что-то очень привлекательное для себя, например, автомобиль на дороге. У него возникло побуждение, импульс (энергия) в отношении этого предмета (или чего-то еще). И вот он под действием «стимула-импульса» бежит к тому, что его привлекает. Один момент – одна мысль или образ – один импульс. А еще, у всех детей процессы возбуждения доминируют над процессами торможения. Но у холериков и сангвиников в большей степени, чем у флегматиков и меланхоликов. Мой сын холерик, и тормозить себя ему не всегда просто до сих пор.

Если мы будем разбираться дальше, то можем обнаружить, что на поведение влияет огромное число факторов, как внутренних, так и внешних. В каждой ситуации, отдельно взятой, эти факторы могут сильно различаться. Не все можно объяснить исключительно феноменом привязанности.

Гораздо полезнее наблюдать за ребенком в разных ситуациях. И иметь в своем родительском арсенале большое количество разнообразных паттернов поведения.

Убегает ребенок – догоняем.
Жмется к маме – даем время освоиться, даже если потребуется много времени.
Проходим мимо дороги, где нельзя убегать – держим за руку или перевозим в коляске.
Боится осваивать новую территорию без мамы – идем вместе ее осваивать.
Все, что происходит с вашим ребенком, в большинстве случаев – нормально.

Ребенок не робот, его поведение не запрограммированно схемами и алгоритмами. Вместо того, чтобы сходить с ума когда ребенок повел себя каким-то незнакомым вам способом, или в разрез вашим ожиданиям, отнеситесь к этому как к исследованию (это что-то новенькое, будем разбираться), или новому уровню игры, проходя который вы становитесь все более опытным родителем.

Будьте гибкими в отношениях с детьми. Изучайте в первую очередь своих детей. А теории, дело хорошее, но они должны помогать вам, а не вгонять в тревогу. Помните теория для человека, а не человек для теории.

У меня все!

Всем добра и по чашечке чая 😘