Негативная мотивация

Почему мотивация негативная не должна быть ведущей? ⠀

Страх перед неудачей, перед ошибкой полезно внушить тогда, когда эта ошибка будет стоит жизни или здоровья ребенку. Когда нельзя допустить ошибку, нельзя позволить ребенку почувствовать силу естественных последствий.⠀

Например, нельзя баловаться спичками, совать предметы в розетку, перебегать на красный свет светофора, уходить куда-либо с незнакомыми людьми, купаться без средств защиты.⠀

Конечно, родитель пытается насколько может обезопасить пространство, но все контролировать невозможно. Именно здесь на мой взгляд, страх неудачи очень уместен. Здесь уместно рассказать о последствиях, и внушить страх перед ними.⠀

Пока ребенок не понимает серьезности ситуации, он должен просто ее бояться (чем взрослее ребенок, тем легче ему уже донести смысл). У нас есть инстинкт самосохранения, это тот самый страх неудачи, страх ошибки, которая может стоить нам жизни. И я не вижу ничего предосудительного, если мама легонько ущипнет 1,5годовалого ребенка, когда он уже не в первый раз лезет в розетку (в этом возрасте ребенок не понимает слов, он понимает действия). Травму психологическую он не получит, однако страх появится. И это гораздо лучше, чем все же добраться до розетки и получить удар током (это пример, в нем много нюансов, но думаю суть вы поняли и мои слова не извратите).⠀

Понятно, что успеваемость в школе, например, к ситуации жизнь или смерть не относится. И здесь все же лучше мотивировать достижением успеха. Потому что, если использовать негативную мотивацию, появляется страх ошибки, тревога, желание ничего не делать, чтобы не наказали, не отругали, чтобы не совершить опять ошибку. А мы понимаем, что учеба без ошибок невозможна. И бояться ошибки в этом случае, значит перестать предпринимать попытки, значит ничему не научиться.⠀

О положительной мотивации в следующем посте. А сейчас поделитесь, согласны со мной? В каких еще ситуациях уместна негативная мотивация, как думаете?

Нина Ливенцова, детский психолог