ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧКА
Решила сделать новую рубрику. Буду задачки задавать, педагогические, для прокачки творческого мышления. Истории придуманы, совпадения случайны. Поддержите задумку? Читайте задачку, пишите свои ответы.
Задачка №1 «Работа не игра»
К Проше (2,11 года) приехала бабушка. Он с бабушкой ладил, а с мамой не всегда. Маму слушать не хотел. Она говорит: «Проша, собери игрушки!», мальчик упирается. Пнёт мячик, своими делами занимается. Мама: «Убери кубики!» Он убежит, затаится, как зверек. Мама закипает. Ей обидно. Мама пригрозила, что игрушки выкинет. Проша с кислой миной, всхлипывая, собрал свое богатство. Игрушки на месте, мама как будто вагон пирамидок разгрузила. У сына настроение дрянь.
Но приехала бабушка. Проша весело провел с ней время. Они играли в спасателей, которыми были Скай, Гонщик. Герои-щенки из любимого мультика. Проша озвучивал Гонщика, бабушка — Скай. Прохор любил во всем быть первым, ему нравилось устанавливать правила, следить за их соблюдением. Любил побеждать, восхищать, удивлять. Гонщик чем-то похож на нашего Прошу, возможно, поэтому так нравился ему.
Вечером мама попросила собрать игрушки. Прохору не хотелось выполнять поручение, он всплакнул, желая разжалобить маму. Не сработало.
И тут бабушка воскликнула: «У щенков новая миссия. На город надвигается вулканическая лава, и если не остановить, случится беда! Лава — игрушки. Если мы справимся, получим медальку за отвагу» Проша недоверчиво посмотрел на бабушку, но она как будто не заметила испытывающего взгляда. Она взяла Скай, начала закидывать игрушки в короб, приговаривая: «Я спасу этот город от лавы!» Прохор не любил отставать. Схватил Гонщика и начал весело избавляться от поганой лавы. Приговаривал: «Не бойтесь, я вас спасу!»
Когда Проша уснул, у мамы с бабушкой состоялся разговор. Мама была возмущена. Она посчитала, что бабушка нарушает заведенные порядки в доме, подрывает ее авторитет. На что бабушка возразила: «Мы ведь сложили игрушки!» «Вы не складывали игрушки, вы играли!» — ответила мама.
Почему Проша сопротивлялся? На какие ресурсы опиралась мама, на какие бабушка? Какие плюсы/минусы в подходах бабушки и мамы?
Нина Ливенцова, детский психолог
У мамы,однозначно, проигрышная позиция — указывать,обижаться.Мне кажется, ей надо обратить внимание на укрепление доверительных отношений с ребенком, больше общаться на волнующую ее тему — уборка игрушек после игры, объяснять «в картинках», почему это важно — за собой убирать игрушки. Не факт, что это срабатывать будет сразу и всегда, но, однозначно, принесет свои плоды. В любом деле, особенно в воспитании, не надо ждать мгновенных результатов. Иногда я поражаюсь, как дети серьезно и надолго запоминают сказанное мной, для них до определенного возраста слова родителей имеют огромный вес. и, получается, обижаться и ждать «слепого » послушания, совершенно не приведет к желаемой цели — сформировать привычку убирать за собой. еще, конечно, надо говорить о своих чувствах, дети это понимают, что неприятно видеть вокруг бардак и т.д. Что касается поведения бабушки, оно пригодится для некоторых случаев, когда родитель реально способен создать таким образом ситуацию игры. Ведь известно, что в дошкольном возрасте игра — основная деятельность ребенка. Но для формирования устойчивой привычки, мне кажется, этого недостаточно.
И еще — не надо бояться потерять авторитет перед ребенком!!! этот страх приводит к обратным результатам, т.к. родитель ориентируется не на ребенка, не на его чувства, а на свои идеализированные представления.