Почему нельзя просто попросить?

Почему дети не могут сказать прямо о своих потребностях (продолжаем тему эмоций и потребностей).

Например, хочу спать, есть, пить!

Хочу, чтобы на меня обратили внимание!

Хочу, маминой, папиной любви!

Я чувствую себя в опасности!

Почему о своих потребностях они заявляют столь причудливым и сложным способом, как капризы?

Потому что ребенок не в состоянии понять содержание своей потребности. Сначала потребность возникает некоторым ощущением, беспокойством, напряжением в теле. Именно его он чувствует. Если потребность не удовлетворена, напряжение нарастает.

Понимать сигналы своего тела ребенок учится в процессе взросления. Как это примерно происходит? Ребенок сталкивается с потребностью, начинает искать способ ее удовлетворения (но помним, что точно идентифицировать ее он не может, поэтому способом ее удовлетворить ищет путем проб и ошибок). Самостоятельно или с нашей помощью он находит ситуацию, в которой ему становится хорошо, т.е. потребность удовлетворена, напряжение уходит. Когда он нашел то, что принесло ему удовольствие (например, попил), только тогда он и познакомился со своим желанием (оказывается вот оно что, я хотел пить).

Этот путь ребенок проходит много раз. Постепенно он учится понимать сигналы своего тела, понимать свои желания и удовлетворять их. Надо сказать, в этом процессе ребенку очень нужна помощь взрослого. Кстати, именно чуткость мамы (взрослых, которые его окружают), помогает ребенку совершать меньше проб и ошибок в деле распознавания свои потребностей.

Но случается и так, что вроде кажется, потребность удовлетворена, ребенок получил желаемое (просил игрушку, получил игрушку), но напряжение не проходит, значит истинная потребность оказалась без внимания. Напряжение продолжает нарастать, капризы сбивают родителей с толку. Тут важно маме быть внимательной, чтобы помочь ребенку удовлетворить именно ту, истинную потребность. В этом деле нам здорово помогают эмоции. Но об эмоциях завтра.

Кстати, многим знакомо ощущение: «Хочу то, не знаю что». Вот примерно тоже самое испытывает ребенок, пока не научится понимать свои потребности, и соотносить их с объектом удовлетворения.

Какой-то сложный пост получился. Загрузила или нет?

Нина Ливенцова, детский психолог