Повторение — мать учения?

Почему не достаточно одного повторения, чтобы чему-то научиться?

Ребёнок, одеваясь на улицу, забывает что-то из одежды, то рукавицы, то колготки. Не внимательный? Лень? На зло?

Для того, чтобы сформировался любой сложный навык, в нервной системе должен выстроиться определённый путь — нейронная связь между участками головного мозга и периферическими нейронами. При единичном повторении связь распадается. При многократном остаётся, но повторить этот путь нужно много раз. Если подключить эмоции, задействовать несколько каналов восприятия, связь будет сложнее, а значит крепче.

Колготки на ножки — кофточку на тело -затем штаны (чёрные или зелёные), сапоги (где левый, где правый) — это упрощённая цепь действий, которые приходится выполнить. Новое знание, каждое движение должены прописаться в нейронной сети, а это сложная работа. Чтобы помочь освоить путь быстрее ребёнку, себе сохранить нервы, можно нарисовать плакат и повесить в прихожей (используем визуальный канал и эмоции). Где будет прорисовпна последовательность одежды. Можно использовать положительное подкрепление для более быстрого и надёжного выстраивания нейронной связи в нервной системе ребёнка.

Нейронная связь будет образовываться сложнее, если в головном мозге есть очень активный участок. Например, вы хотите что-то объяснить, а ребёнок чем-то заинтересован, или находится под влиянием сильных эмоций (страх, гнев, возбуждение, истерика), ребёнок ослаблен, устал, стресс.

Итак, выработать навык за 1-2 повторения не получится, поэтому повторять придётся много. Чтобы помочь навыку сформироваться быстро, не достаточно маме только повторять (колготки не забудь, штаны где!) Важно подключать вспомогательные средства, чтобы активировать как можно больше нейронов (добавляем эмоции, сказки, рисунки).

Это и про трудности школьников, нагрузка большая, времени мало. Для взрослых тоже актуально.

Дети ежедневно делают большую работу, и мы им в этом помогаем. То что для нас уже легко, для них труд трудный. Поэтому давайте с пониманием относиться к этому, и помогать нашим детям зреть, учиться, формировать навыки.

Интересно? Согласны? В каких моментах сможете применить или уже применяли эти знания?

Нина Ливенцова, детский психолог