Правила, которые не хочется нарушать

Тема наказаний вызывает много справедливых вопросов.

Например, «Я наказала ребенка тем, что запретила просмотр мультиков. А потом мне самой нужен мультик, чтобы ребенок 30 минут был занят, что делать?»

Я скажу так, не запрещать мультик. Смысл накладывать санкцию, которую вы сами же не в состоянии довести до конца. А потом будете удивляться, почему нет авторитета? Слово не держите, о каком авторитете речь?

В статье «Мнения о наказаниях» я написала, что не так уж много поводов наказать ребенка. Но это не значит, что лично я не сталкиваюсь с конфликтами, сопротивлением детей.

Моя задача найти подход. Я сторонник режима. В течении дня происходят события, которые повторяются. Например, мы идем гулять, приходя с улицы все раздеваются, моют руки и обедают. Эта последовательность справедлива. И я слежу за тем, чтобы она соблюдалась, говорю об этом детям. Что в итоге? Мои дети всегда моют руки, потому что так положено, если они не помоют руки их не пустят за стол. Что это? Наказание? Нет, это последствие. Это логично. И это не вызывает сопротивления. А вот поставить в угол за невымытые руки, это наказание. Но оно не логично и потому неэффективно.

Или, у Сережи есть задание, каждый день писать в прописи четыре строчки. После прописи он смотрит мультик. Если он отказывается писать (такое бывает редко), то он не смотрит мультик. Заметьте, это не наказание, это определенная последовательность, которая должна соблюдаться. Написал, посмотрел. Долго писал, меньше посмотрел.

Или игрушки, есть вечерний ритуал, помыться, почистить зубы, собрать игрушки, и слушать сказки. Если не собрали игрушки, не наступает время сказки. Поэтому у нас сейчас не возникает проблем с уборкой игрушек.

Чем больше я психолог и мама, тем больше я прихожу к выводу, что родительство – это искусство. Здесь нет железных правил. Каждая семья играет свою собственную мелодию, рисует свой собственный холст, танцует свой уникальный танец.

Поэтому у меня сегодня опять нет для вас инструкции. Думайте, исследуйте, пробуйте, перенимайте чужой опыт.

Нина Ливенцова, детский психолог