Под прошлыми постами видела комментарии в духе «если не стыдить, то вырастим бесстыдников». Почему нет страха вырастить несчастных, неуверенных, без ощущения собственной ценности людей, стыдящихся своей собственной тени?
⠀
Стыд и вина — манипуляции. Вроде, если человек почувствует себя плохо, то он захочет исправиться, чтобы почувствовать себя лучше.
⠀
Логика взрослых:
⠀
Ребенок получил двойку, его пристыдили. Чувствует стыд и исправляет оценки.
⠀
Кривая логика скажу я вам.
⠀
Ребенок продолжит получать двойки, только теперь ему будет стыдно. «Ну да, я плохой, я тупой, хотите режьте, хотите с маслом ешьте». Чтобы избегать чувство стыда, он просто будет прятать дневник и врать об оценках.
⠀
Прежде, чем с вашего языка сорвется очередное «виноват» и «должно быть стыдно», задайтесь вопросом, а какая ваша цель? Унизить ребенка, заставить его чувствовать себя плохо или помочь найти выход из ситуации? Если первое, продолжайте, если второе, здесь начинается самое интересное.
⠀
Ребенок ведет себя «плохо» по разным причинам. Во-первых, это может быть совсем не плохо, а нормально. Во-вторых, нужно поискать причину, чтобы, устранив ее ребенок мог вести себя хорошо. В-третьих, не вина и стыд помогут вашему ребенку исправить поведение или последствия проступка, а знание, навыки как можно поступить иначе в подобных ситуациях и чувство ответственности.
⠀
1. Ребенок в 2 года периодически писает в штаны. Причем здесь стыд, если по своей физиологической зрелости для него это вполне допустимое нормальное поведение. А если это происходит в 4, то для этого есть веские причины, а не бесстыдство.
⠀
2. Ребенок плачет, потому что устал, голоден, пусть даже в общественном месте? Зачем его «виноватить» если нужно искать возможность удовлетворить потребность?
⠀
3. Ребенок разбил стакан или получил двойку, кто виноват и так очевидно? Что теперь он может сделать, чтобы исправить ситуацию, устранить последствия, компенсировать ущерб не из чувства вины, а из чувства ответственности.
⠀
Нужно прививать не чувство вины, стыда, а чувство ответственности, потому что первое обессиливает, а второе окрыляет.