Растим бесстыдников?

Под прошлыми постами видела комментарии в духе «если не стыдить, то вырастим бесстыдников». Почему нет страха вырастить несчастных, неуверенных, без ощущения собственной ценности людей, стыдящихся своей собственной тени?

Стыд и вина — манипуляции. Вроде, если человек почувствует себя плохо, то он захочет исправиться, чтобы почувствовать себя лучше.

Логика взрослых:

Ребенок получил двойку, его пристыдили. Чувствует стыд и исправляет оценки.

Кривая логика скажу я вам.

Ребенок продолжит получать двойки, только теперь ему будет стыдно. «Ну да, я плохой, я тупой, хотите режьте, хотите с маслом ешьте». Чтобы избегать чувство стыда, он просто будет прятать дневник и врать об оценках.

Прежде, чем с вашего языка сорвется очередное «виноват» и «должно быть стыдно», задайтесь вопросом, а какая ваша цель? Унизить ребенка, заставить его чувствовать себя плохо или помочь найти выход из ситуации? Если первое, продолжайте, если второе, здесь начинается самое интересное.

Ребенок ведет себя «плохо» по разным причинам. Во-первых, это может быть совсем не плохо, а нормально. Во-вторых, нужно поискать причину, чтобы, устранив ее ребенок мог вести себя хорошо. В-третьих, не вина и стыд помогут вашему ребенку исправить поведение или последствия проступка, а знание, навыки как можно поступить иначе в подобных ситуациях и чувство ответственности.

1. Ребенок в 2 года периодически писает в штаны. Причем здесь стыд, если по своей физиологической зрелости для него это вполне допустимое нормальное поведение. А если это происходит в 4, то для этого есть веские причины, а не бесстыдство.

2. Ребенок плачет, потому что устал, голоден, пусть даже в общественном месте? Зачем его «виноватить» если нужно искать возможность удовлетворить потребность?

3. Ребенок разбил стакан или получил двойку, кто виноват и так очевидно? Что теперь он может сделать, чтобы исправить ситуацию, устранить последствия, компенсировать ущерб не из чувства вины, а из чувства ответственности.

Нужно прививать не чувство вины, стыда, а чувство ответственности, потому что первое обессиливает, а второе окрыляет.

Нина Ливенцова, детский психолог