Вчера в комментариях был вопрос, как помочь ребенку стать уверенным в себе. Хм, об этом легче рассказать, чем написать. Но попробую написать.
Ребенок ничего не знает о себе. Постепенно, получая обратную связь от людей, от мира он начинает понимать, какой он.
Хороший?
Плохой?
Добрый?
Красивый?
Успешный?
У него все получается?
Валится из рук?
Ему рады?
Он похож на отца-неудачника?
Руки не из того места?
В него верят?
Половина-дуры?
Сто рублей убытка?
⠀
Самые первые представления ребенка о самом себе – то, что о нем говорят близкие взрослые, то как они интерпретируют его поступки, чувства, оценивают личные качества.
⠀
Ребенок начинает приобретать личный опыт достижений. Вот он сам взял стул, забрался на него и достал карандаши со стола. Теперь он знает, на что способен. Вот он сломал зонтик, его отругали, дурной поступок. Ребенок учится писать. Палочки закорючки кривые, родители говорят, руки-крюки. Другому ребенку говорят о таких же закорючках, что здорово, еще немного постарается и будут крючки идеальные, лучше, чем у мамы.
⠀
Так день за днем окружающие рассказывают ребенку, какой он. Интерпретируют его действия, поступки, оцениваю, и ребенок верит.
⠀
Поэтому так важно отслеживать, что говорим ребенку. Для нас это может быть невзначай брошенная фраза, а ребенку западет в душу. Он будет верить, что так и есть на самом деле.
⠀
Помню, было мне лет 6, и мы с мамой шли по улице. Только что прошел дождь. Я любовалась своим отражением в лужах. Пораженная своей красотой, говорю: «Мама, я такая красивая!». На что мама отвечает: «Ага, как кобыла сивая!». Как у меня все сжалось внутри. Сомнения в своей красоте сопровождают меня всю жизнь. Моя мама все отрицает.
Нина Ливенцова, детский психолог