Стыд, вина или ответственность

«Что сказать ребенку, который писает в штаны, любит ходить голым, получает двойки? Ведь все это стыдно».

Чтобы ребенок освоил горшок, понадобится время. Прежде, чем сложный навык сформируется, ребенок допустит множество промашек. Стыдить не уместно, а напомнить, что писать надо на горшок в сотый раз, да. Напомнить спокойным голосом, без упрека и театральных вздохов. Сколько нужно повторять? Пока пазл не сложится. Это я называю методом попугая. До 3-х лет пазл про горшок обычно складывается. Если нет, надо искать причины.

Да, действительно ходить голышом не всегда уместно. Объясняем ребенку, когда подобное поведение уместно (в душе), а когда нет (на улице). Настаиваем на соблюдении правил. «Сейчас надо одеться, тогда мы пойдем гулять!» Т.е. нельзя идти голым не потому что стыдно, а потому что есть правила, и правила нужно соблюдать. За несоблюдение правил могут быть последствия. Например, пока ты ходишь голым, гулять не пойдем. Но так же важно понять причину сопротивления, может быть одежда колется или просто неудобная.

Если ребенок разбил посуду, ударил лопаткой другого ребенка, получил двойку начинаем работать с ответственностью. Ответственность – признание своего вклада в ситуацию, осознание последствий своих поступков, и работа над ошибками. Ребенок разлил воду в ванной (хотя вы 100 раз повторили, что баловаться нельзя), как он может исправить ситуацию? Вытереть воду. Не важно как он это сделает, главное сделает (не надо требовать идеальной чистоты).Ребенок получил двойку, как он может исправить ее? Выучить предмет. Важно объяснять причинно-следственную связь, и преподносить исправление ошибки не как наказание, а как возможность устранить последствия, исправить ошибку, чему-то научиться.

Что такое ответственный подход? Я совершил проступок (ошибку), я исправил последствия проступка (ошибки). Задача родителя вручить инструменты ребенку, чтобы он знал, как можно исправить ситуацию. Ты можешь все исправить, вместо тебе за это должно быть стыдно. Не забываем учитывать возраст.

Нина Ливенцова, детский психолог