Трудное поведение. Шаг 3. Третий лишний

Трудное поведение. Шаг 3. Кто-то третий, кто-то лишний.

Большая часть родительского стресса из-за трудного поведения, происходит от влияния третьих лиц. Сам родитель может что-то не заметил бы, списал, где-то переждал.

Но третий ждать не намерен. О ком я?

О родственниках, которые приходят со своим уставом в вашу семью. Я знаю ситуацию, когда молодая женщина срочно приучает малыша к горшку, так как через несколько недель они едут гостить к её маме. Её мама считает, что в год только дибилы не умеют ходить на горшок, и что её дочь никудышная мать. Молодая женщина жалуется на поведение ребёнка, а надо бы обратить внимание на кое-кого другого.

Воспитатели в детском саду. Не все ребятки вписываются в представления воспитателей об удобных детях. Эта ситуация коснулась меня. Мне жалуются на поведение сына в саду. Когда я пытаюсь выяснить, что он делает не так, слышу одно слово — балуется. Я сначала злилась на ребёнка, но почему мне опять жалуются. А потом обдумав ситуацию, пришла к выводу: «Да, ребёнок активный. Ему быстро становится скучно. Любит внимание» и действительно он создаёт проблемы. Но ведь он и не должен быть не собой. Нужно искать подход, а не менять ребёнка.

Учителя в школе. Это знаменитая фраза, которая лишает покоя многих родителей: «Он мог бы лучше, но ленится!» И родитель начинает высекать из ребёнка это «лучше».

Посторонние на улице, советники разного колибра.

Образ родителя из прошлого. Воспитующий, одобряющий, карающий. Однажды ко мне на консультацию пришла женщина с мальчиком, чтобы я его на готовность к школе посмотрела. Мальчик, как мальчик. Не гений. Ручной труд любит. Мама решила его в сильную гимназию отдать, но сама понимает, не потянет. Признаётся, что перед отцом своим стыдно, в семье все с 2-3 высшими образованиями. А вот сын другой, в мужа…

Когда мы хотим поменять поведение ребёнка в угоду третьему, мы портим отношения с самим ребёнком, так как не можем понять и услышать именно его. Мотив для изменения трудного поведения не тот. Да и является ли оно объективно трудным, или это мнение третьего?

Опять посмотрите на цель, и подумайте, нет ли здесь третьего, диктующего свои условия?

Нина Ливенцова, детский психолог