Вопрос «учить или не учить детей бить в ответ» часто задают психологам. Но дать ответ на этот вопрос только в рамках психологии не получится. Тут нет какого-то научного выверенного объективного ответа.
⠀
Этот вопрос лежит в области психологии, этики, морали, культуры, религии. Ответ на него должен строиться на основе ваших собственных моральных и ценностных принципов. Как вы понимаете, мнений тут может быть множество. И каждый, по своему, будет прав.
⠀
Ни один готовый ответ не подойдет вам, потому что мой ответ будет базироваться на моих личных ценностях. А ваши ценности могут быть другими, и это нормально.
⠀
Научить ребенка можно только тому, в чем вы сами уверены, что вы сами продумали, что не вступает в конфликт с вашими фундаментальными ценностями.
⠀
Как вы считаете правильно? Тому и учите? Но проверяйте свои учения на адекватность. Как? Об этом дальше.
⠀
Не учите детей каким-то мертвый установкам, которые унаследовали без критики, например, «девочек бить нельзя», «бей в ответ», «бей в живот», «бей в лицо, так синяк виднее», «никогда не бей», «драться плохо», только потому что у вас нет другого ответа, потому что вам так легче, потому что вы руководствуетесь эмоциями.
⠀
Вот если вы честно, искренне считаете, что девочек бить нельзя, никогда, ни при каких условиях, то тогда учите конечно. Отвечайте ребенку на неудобные вопросы в согласии со своими убеждениями. Например: «Папа, а если девочка меня бьет ногами, что мне делать?» Но если вы все же считаете, что есть такие ситуации, когда девочку можно ударить, этому и учите. Какие это ситуации? Почему именно эти ситуации? А если девочка – сестра? Да, детально проговариваете (постепенно, по мере назревания вопросов). Но сначала вы сами должны об этом хорошо подумать.
⠀
Если вы считаете, что физическая агрессия по отношению к другому недопустима, то будьте последовательны. Агрессия – это когда ребенок сам начинает драку, и когда бьет в ответ обидчика, когда кидает песок сам, и когда кидает его в ответ. Значит это все недопустимо?
И опять объясняете ребенку, почему, какие последствия. Разбирайте, что делать в конкретных ситуациях ребенку.
⠀
А если считаете, что есть ситуации, когда нужно проявить агрессию, то вот это с ребенком и обсуждайте. Можно проявить агрессию, вербальную или физическую тогда и тогда. Какая физическая агрессия допустима, а какая нет. Какая вербальная агрессия допустима, а какая нет. Почему? Какие могут быть последствия? Что делать, если последствия наступают? А какие есть альтернативы?
⠀
Если считаете, что нужно бить в ответ, и прежде, чем дадите ребенку такой совет, подумайте чуть глубже. Подумайте над последствиями такого поведения для ребенка, над альтернативами такого поведения. О возрасте ребенка, которому даете совет, и о его способности этот совет встроить в свое поведение. Потому что часто так бывает, что родители совет дали, с барского плеча, а потом идут к психологу: «Папа научил ребенка драться, теперь он всех вокруг бьет, нас из сада выгоняют, что делать?» О чем это говорит? О том, что родители не продумали нюансы. Не подумали о последствиях, не проговорили исключения, не соотнесли возраст ребенка и свой совет. А теперь психолог должен подумать обо всем, о чем они не подумали за них, и все исправить.
⠀
Я понимаю, вы хотите конкретный ответ, да или нет. Но я не дам вам его сегодня. Я хочу чтобы вы сами его для себя нашли. Чтобы включили голову и искали, искали свой ответ.
⠀
Для начала определитесь со своими ценностями, убеждениями. Далее подумайте над поведением, которое допустимо или не допустимо для вас в конфликтах. Потом подумайте о допустимом или не допустимом поведении вашего ребенка по отношению к другим людям. Далее о допустимом и недопустимом поведении других людей к вашему ребенку.
⠀
Далее, подумайте о культурных и социальных нормах того общества, в котором вы живете. Что считается допустимым в вашем обществе, а что нет. Потому что если ваш ребенок всех бьет, и это для вас ок, то не обижайтесь, что общество начнет вашего ребенка воспитывать, если в социуме агрессия не приветсвуется.
⠀
У вас начал вырисовываться ответ? А теперь попробуйте его мысленно использовать в разных ситуациях, подумайте над последствиями такого поведения, над разными последствиями. Спрашивайте себя снова и снова, а что если…?
⠀
Дальше подумайте над возрастом своего ребенка. Здесь как раз нужны психологические знания. И о психологии детей от 1 до 7 лет я буду рассказывать на курсе «Антикапризка», который стартует уже 3 июня.
⠀
Дальше, посмотрите на своего ребенка. Потому что когда речь идет о субтильной замкнутой девочке, это одна история. А когда о здоровом, на голову выше одноклассников, мальчике, совсем другая.
⠀
Только проделав эту работу, вы можете найти для себя и своего ребенка приемлемый адекватный ответ.
⠀
Легко сказать ребенку «бей в живот, пусть тебя боятся», но вот если ударят вашего ребенка в живот, и он не дай бог после этого не сможет иметь детей, вы по прежнему будете считать это хорошим советом? Если нет, думайте дальше. Может и есть ситуации, когда оправдано бить в живот, не спорю. Но это нужно с ребенком обсудить.
⠀
И еще, психолог может помочь найти вам ответ на этот вопрос, но не так как вы думаете. Психолог может помочь обнаружить ваши ценности, убеждения, проинформировать о психологии детей, помочь найти опору для правильного для вас решения. Но это всегда индивидуальная работа.
⠀
Продолжение здесь: Учить ли детей «давать сдачу» http://mypsycho.ru/uchit-li-detej-davat-sdachu/