Ребенок отбирает игрушки, что делать?

Ситуации, когда малыш отбирает чужие игрушки на детской площадке, не редки. Ребенок действует  из любопытства. Проявляется исследовательский интерес. Малыш увидел привлекательную вещь, захотел, присвоил. Желание познакомиться с игрушкой есть, знаний, как это сделать цивилизованно, нет.

Вчера я писала, что активное участие мамы в делах малыша на прогулке необходимо. Именно мама помогает ребенку 1-2-3 лет выстраивать общение на площадке.  Помогает решать конфликты. Объясняет что можно, а что нельзя. Показывает приемлемые способы поведения.

Что делать маме, если ребенок отбирает игрушки?

Маме важно замечать желания ребенка. Если вы поняли, что ребенок захотел чужую игрушку, оцените ситуацию. Может ли он ее получить? Если чужие игрушки лежат без дела, то обычно никто не против, чтобы малыш поиграл. Можно спросить разрешение у хозяина или его мамы.

Если же ребенок хочет игрушку, которой кто-то играет, то малыша 1-2 лет можно попытаться отвлечь, предложить альтернативный вариант, предложить посмотреть птичек. Чем младше ребенок, тем легче переключить его внимание.

Если ребенок настаивает, отвлечь не получается, то:

  1. Проговариваем чувства ребенка: «Ты хочешь взять эту игрушку. Очень, очень, очень хочешь»
  2. Предлагаем пойти, просто посмотреть, как другой ребенок играет: «Пойдем, посмотрим на машинку». Часто этого бывает уже достаточно. Ребенок находится рядом и смотрит на желанный объект.
  3. Если обязательно хочет завладеть объектом, предлагаем попросить: «Давай попросим у мальчика посмотреть его машинку». Дальше вы сами просите: «Можно мы возьмем твою игрушку? Можешь дать нам игрушку на 5 минут?» Но ориентируетесь по ситуации. Иногда это бывает не уместно, например, когда владелец желанной игрушки сам увлеченно ею играет.
  4. Если игрушкой поделились, то следите, чтобы ваш малыш поиграл и отдал.
  5. Если же игрушку получить нет возможности, говорим ребенку: «Мальчик сам хочет играть игрушкой. Он не готов делиться. Пойдем, поиграем во что-то другое». Некоторые дети смиряются, но обычно очень расстраиваются, начинают плакать. Присядьте рядом с ребенком, обнимите, утешьте. Проговаривайте его чувства «Я понимаю, ты очень хочешь ту игрушку. Ты огорчен, что не можешь ею поиграть. Но действительность такова, что сейчас ее получить нет возможности».
  6. Заметьте, очень важно проговорить чувства, желания, ваши предложения, просьбу, опять чувства. Так ребенок начинает понимать, что с ним происходит, учится на вашем примере находить способы решения затруднений.

Конечно, не стоит надеяться, что за одну прогулку вопрос с отбираением игрушек решится. Нет, вам снова и снова придется проходить этот алгоритм. Пока ребенок не научится контролировать свои желания, просить, смиряться с тщетностью своих попыток.

Наша задача, как родителей, не добиться приемлемого на наш взгляд поведения от ребенка моментально, а обучить его действовать осмысленно. Примерно к 3,5 – 4 годам посеянные вами семена прорастут и дадут плоды. Ребенок научится ждать, просить, отказываться. А пока, мы помогаем ему во всем.

А вы согласны с моим постом, или у вас другое мнение на озвученную проблему? Поделитесь в комментариях.

Нина Ливенцова, детский психолог