Как научить ребенка понимать слова Нет и Нельзя

Здравствуйте, такой вопрос. Дочке почти 2 года. Как научить ребенка нормально реагировать на слово «нет» и «нельзя». Баловство постоянное, говоришь-нет, сразу в слезы, истерика на пол часа, ни отвлечь ни успокоить нельзя.

Здравствуйте, спасибо за ваш вопрос. Действительно слова «нет» и «нельзя» воспринимаются детьми с протестом. Да и у взрослых часто эти слова вызывают негодование и желание нарушить запрет.

Ваш ребенок сейчас как раз в том возрасте, когда он, с вашей помощью, начинает осваивать правила реального мира. Что можно, что опасно, что больно. Поэтому в данном возрасте подобная реакция на запреты нормальна.

Итак, что же можно сделать, чтобы ребенок стал относиться к запретам менее эмоционально.

Во-первых, родителям стоит проследить за собой, каким тоном говорится это самое НЕТ. Твердо или неуверенно. Чуть слышно или же криком. Смотря в глаза или же из другой комнаты. Аргументированно или просто Нельзя и точка. Все это важно. Потому что от того как преподносится запрет, зависит реакция малыша. Запрет должен быть сказан твердым ровным спокойным тоном, лучше если родитель при этом смотрит в глаза ребенку. Простой для понимания ребенка аргумент тоже уместен. Например: «Нельзя брать вазу. Тебе может быть больно.» И все. Ну и конечно лучше убрать эту вазу, чтобы ребенок и дотянуться до нее не смог.

Во-вторых, важно чтобы этих запретов было не много. Чтобы ребенок смог их запомнить, освоить. Было бы правильным для родителей решить, что они могут позволить ребенку, а что ни при каких условиях непозволительно. Определите «зону риска» — балконы, розетки, бьющиеся предметы, все то, что опасно для жизни и здоровья ребенка.

Когда круг запретов определен, то родителям стоит быть последовательными. Если запрещает мама выходить на балкон, то и папа и бабушка должны поступать подобным образом. Если мама запретила один раз, то и в другие разы она должна поступать так же. Только если взрослые последовательны, ребенок смирится с запретом.

Так же следует избегать запретов в том случае, если можно обойтись без них. Например, ребенок рисует на обоях в комнате. Взрослые запрещают. Но можно изменить условия, поклеить дешевые обои, прикрепить лист ватмана, купить настенную доску, и таким образом надобность в запретах отпадет сама собой. Или если ребенок берет мамину косметику, которая лежит на видном месте, то вместо «Нельзя» можно просто убрать косметику в другое недоступное для ребенка место.

Ну и последнее, если вы уверены, что запрет обоснован и вы ни в коем случае не можете разрешить, если вы ясно дали понять ребенку причину запрета, но случилась истерика, то желательно дать ребенку время поплакать. А потом еще раз повторить свой запрет и объяснение. Оно не должно быть пространным, а четким и простым для понимания ребенка. И лучше, если это будет происходить без зрителей. Не стоит менять своего решения, чтобы ребенок успокоился. Не стоит идти на поводу, иначе в следующий раз истерика будет еще сильнее. Лучше конечно отвлечь ребенка другим интересным занятием. Или предложить альтернативу.

Таким образом, во-первых, стоит ограничить число запретов, во-вторых, по возможности создать условия в которых число запретов будет минимальным, в-третьих, важно быть последовательными в своих Нет и Нельзя, все взрослые должны иметь одинаковое мнение на этот счет, в-четвертых, стоит следить за тоном и формой запрета, и в-пятых, если случилась истерика не идти у нее на поводу, если получится отвлечь ребенка, если нет — дать вволю поплакать и повторить свой запрет.