Сензитивный период

Ученые-психологи, наблюдая за детьми, изучая развитие, выделили периоды, благоприятные для формирования функций и навыков. Эти периоды назвали сензитивными (СП).

Конечно, ребенок не должен знать буквы в свои 2. Чушь собачья! Но нормы все же есть.

Термин ввел в психологию Л.С. Выготский. «СП развития» означает, что условия для развития психической функции максимальны в этот период. СП развития речи от 1,5 до 3-х лет.

Слышали о детях маугли? Ребенок, живущий в условиях, где ему недоступна человеческая речь, после определенного времени уже никогда не сможет овладеть ею, так как СП закончился. Маугли так и не заговорили.

О существовании этих периодов важно знать, чтобы создать наилучшие возможности для развития. А еще о них важно знать, чтобы никто не смог ввести вас в заблуждение нелепыми нормами.

СП по Выготскому:

🔸1,5 – 3 г. Время пополнения словарного запаса. В данном периоде ребенок особенно восприимчив к изучению иностранных языков. Развитие моторики.

🔸3 — 4 г. Период начала осознанной речи и понимания собственной мысли.

🔸4 — 5 л. Появляется интерес к занятиям музыкой и математикой, наблюдается увеличение активности в восприятия письма. Ребенок начинает понимать цвет, форму, размеры предметов.

🔸5 — 6 л. Переход от письма к чтению, развитие физических способностей. Ребенок адаптируется к поведению разных людей и проявляет интерес к вежливому общению.

🔸8 — 9 л. Повторный пик языковых способностей. Также это время восприятия культуры и стремительного развития воображения.

🔷СП по М. Монтессори:

🔹0-6 л. развития речи
🔹0-3 г. восприятия порядка
🔹0-5,5 л. сенсорное развитие
🔹1,5-6,5 л. восприятие маленьких предметов
🔹1-4 г. развитие движений и действий
🔹2,5-6 л. развитие социальных навыков ⠀

❗Как видите, периоды довольно длительные.

Нина Ливенцова, детский психолог