Вруша

История из практики.

Девочка 9 лет с мамой на консультации. Основная жалоба мамы: «Она постоянно врет. Я не понимаю зачем. Хочу чтобы перестала обманывать!»

В чем врала дочь? Придумывала болезни, мастерски их имитировала. Наговаривала на одноклассников. Скрывала оценки, «забывала» домашние задания, и т.д.

Семья состоит из мамы, бабушки и дедушки. Уроки девочка делает с бабушкой, да и большую часть времени проводит с родителями матери, довольно строгими людьми. Наказания за проступки часто исходят именно от них. Мама работает.

У девочки выявлены страх наказания, страх сделать что-то неправильно, страх опозориться, страх, что ее не любят, страх быть осмеянной, отсутствие эмоциональных отношений с мамой.

Болезни ребенок придумывал, чтобы привлечь мамино внимание. Однажды она имитировала боль в руке, так ловко, что мама отменила дела и поехала с дочерью на рентген. Обман раскрылся, но час, проведенный в обществе мамы бесценен.

Оговаривала одноклассников, чтобы разжалобить взрослых, привлечь внимание к себе. «Несчастную» девочку все жалеют.

Про болезни врала, когда хотела скрыть проступки, когда ребенку плохо, двойка не имеет никакого значения.

Врала про оценки, про задание, больше для бабушки, чтобы избежать наказаний, порицаний, стыда. Да, обман может раскрыться, но ведь это случится потом.

Довольно запутанный клубочек получился. Ложь была нужна ребенку, она как бы кричала «да посмотрите же на меня!». К тому же это замечательно работало, когда девочке было «плохо» вся семья крутилась возле нее, чем подкреплялось поведение ребенка.

Когда мы обсудили с мамой причины и мотивы лжи, она сказала примерно следующее: «Вы знаете, а я ничего не могу сказать своим родителям, они взрослые люди и считают свое поведение верным. К тому же они мне помогаю, делаю с ней уроки, да наказывают, но как иначе. Я тоже работаю, и не могу больше быть с дочерью! Мне нужно, чтобы она перестала врать!»

Перестала врать? Но как ей иначе удовлетворять свои потребности? Такое поведение имело слишком много бонусов.

История не имеет хорошего конца. Изменить поведение ребенка, но при этом оставить все как есть в семье, мне не виделось возможным. Каждый сделал свой выбор.

Нина Ливенцова, детский психолог