Задачка «Воспитание любовью» и ее разбор

Задачка «Воспитание любовью»

Сегодня предлагаю разобрать ситуацию, в которой ребенок получает много «внимания». Но что-то пошло не так…

Семья.
Добрая, ласковая мама.
Ребенку 5 лет. Здоров.
Однако в свои пять лет мальчик отказывается кушать самостоятельно. Мама кормит его из ложки. Если она настоит, чтобы ребенок кушал сам, он требует ее непосредственного присутствия рядом. Обед затягивается на два, а то и три часа. Маме скучно, она читает, но обязана находиться рядом, ребенок так требует.

Ребенок не одевается сам, потому что не хочет. Его одевает мама. Но если она отказывается помогать, процесс превращается в резину. Кажется, он не оденется никогда, так в общем-то и происходит.

Мама пошла к психологу, она хотела найти ответ на вопрос: «Что она делает не так?» Психолог расспросил ее об особенностях взаимодействия с сыном и дал свои рекомендации. На что мама с чувством ответила: «Я думала, для воспитания достаточно сильно любить своего ребенка!». Кажется, она была озадачена.

Как думаете:
❓Почему в этой семье ребенок в свои пять лет не самостоятелен и даже не стремится к самостоятельности.
❓Какие рекомендации, по вашему мнению, дал психолог?
❓Какие рекомендации дали бы вы?

❓Достаточно ли одной любви для воспитания ребенка, или нужно что-то еще? Что именно?

Разбор задачки «Воспитание любовью»

Ситуация, когда ребенок в 5 лет отказывается сам кушать, одеваться, может иметь очень разные причины. Это и выясняет психолог на консультации.

Какие могут быть причины?

Не сформированы навыки, по причине, что за ребенка все делает мама. Маме это может быть выгодно. Например, маленький ребенок много разбрасывает еды, пачкает все вокруг. Чтобы избежать грязи, мама кормит сама. Во-вторых, мама чувствует свою нужность. В-третьих, мама может получать удовольствие от процесса кормления.

Может быть сложился и закрепился определенный сценарий, который повторился много раз. При попытках мамы изменить его, она встречается с сопротивлением ребенка и отступает. Она может чувствовать вину за то, что причиняет ребенку неудобства.

Любви достаточно для воспитания? Любовь — важна, безусловно. Но любовь — это не потакание всем капризам ребенка, не создание пространства, где все вокруг будет обито ватой. Любовь — это еще и мудрое внимание к потребностям, возрастным особенностям и нормам. Это помощь в формировании полезных навыков, это создание границ и правил. Все это помогает растущему человеку понимать как устроен мир, учиться. ⠀
Что мог порекомендовать психолог? Все зависит от запроса и конкретных выявленных особенностей семейного устройства. Если мама хочет помочь ребенку стать самостоятельным, то пора переставать кормить из ложки, натягивать колготки. Установить четкие правила, к соблюдению, которых приучать ребенка. Использовать игровой подход в обучении. Очертить собственные границы (мама не может сидеть два-три часа с тобой), и учиться их отстаивать. Поощрять самостоятельность, даже минимальную.

Это один пример того, как может выглядеть ситуация изнутри. Задача не имеет одного единственного верного ответа.

Нина Ливенцова, детский психолог