Как тебе не стыдно?

В прошлой статье я написала, воспитание виной и стыдом наносит урон личности ребенка, серьезный, хотя и не очевидный. Последствия далеко идущие, расцветающие к взрослой жизни.

🍂 Самоощущение я плохой. Уверенность в своей неправильности, плохости, а значит недостойности чего-то хорошего.
🍂Ненависть к своему телу, стыд за свое тело, каким бы оно не было (вечно худеющие худые девочки).
🍂Низкая самооценка, неуверенность в себе. Ощущение своей неуместности, никчемности.
🍂Аутоагрессия. Раз я плохой, буду наказывать себя. Буду испепелять себя чувством вины. Самоуничижение. Жертвенность.
🍂Ориентация на других людей (что скажут, подумают, другие знают лучше, как бы не осудили).
🍂Безответственность. Совершил проступок, получил наказание. Наказание (вина, стыд) и есть искупление проступка.
🍂Проблемы с ощущением и выстраиванием собственных границ. Стыдно же иметь свое пространство, свои желания, свои потребности…

Как объяснить ребенку, что его поступок плох? Неужели, это можно донести только заставив ребенка испытывать вину или стыд? Ведь можно сказать открытым текстом, сейчас ты поступил не верно, надо бы это исправить.

Дети ведут себя неправильно потому что могут не знать, как правильно, не уметь делать то, что от них просят, не справляться с чувствами, привлекая ваше внимание и любовь.

Ребенок пописал мимо горшка или в трусы. Он это сделал не от того, что бесстыдник. А от того, что только учится контролировать свои позывы в туалет. Все что вы можете сделать для него, спокойно в сотый раз напомнить, что писать надо на горшок. Своим спокойствием вы сообщаете, с тобой все ок, ты учишься, скоро у тебя все получится.

Ребенок получает двойки в школе. Какой смысл в том, чтобы он за эти двойки умывался виной и стыдом? Как это поможет ему учиться лучше? Он получает двойки по причине непонимания предмета, например.

Если хотите, чтобы ребенок поделился с вами печеньем, дайте ему прямое послание. Если он отказался, примите его выбор. А не давите стыдом, до тех пор, пока это печенье не станет поперек горла.

Вместо вины нужно прививать ответственность. Но об этом позже.

Нина Ливенцова, детский психолог