Не поделили игрушки

Слушать как дети ссорятся, тяжело. Хочется в одно действие прекратить конфликт. Но пока они спорят, делят, отрабатывают навыки общения, пробуют разные способы привлечь внимание, получить желаемое, отстоять свое право.

Рассмотрим ситуации «дележ игрушек».

1. Старший играет в мяч (общий). Подбегает младший, начинает требовать мяч. Старший не отдает. Младший начинает истошно орать.

2. Младший ребенок хватает игрушку старшего, пока тот ею не играет. Старший отбирает свою игрушку.

3. На полу лежат кубики (общие). Один из детей проявляет к ним интерес, другой начинает хотеть играть именно в эти кубики. Начинается ссора.

Ситуации разные, как действовать в каждой?

1. Крик слушать невыносимо. Взрослые взывают к разуму старшего: «ты взрослый, дай ему поиграть!» Ребенок сопротивляется. На что обратить внимание в первую очередь? На эмоции младшего ребенка. Он переживает тщетность своих попыток завладеть мячом. Чтобы помочь справиться с этим чувством не нужно забирать мяч у старшего. Полезнее утешить того, кто страдает. Взять на руки, погладить, обнять. Приговаривать, что происходит, что ребенок чувствует, что это нормально. «Ты хотел мяч. Но он занят. Это тебя разозлило, расстроило. Тебе так хотелось поиграть в мяч!»

2. Здесь речь о частной собственности. Хозяин вправе разрешать/запрещать играть своей игрушкой. Можно закрепить правило: «Без спроса чужую игрушку брать нельзя!» Чтобы взять игрушку, нужно спросить разрешение (если ребенок еще не говорит, спрашивает мама). Хозяин может не разрешить, тогда важно соблюдать его волю. Если отказ встречается слезами, то опять же важно дать утешение расстроенному, помочь пережить этот отказ.

3. Можно не вмешиваться, позволить детям самим решить конфликт, если дети уже довольно смышлёные. Можно стать независимым наблюдателем и помочь найти выход из конфликта. Например, попросить каждого найти решение, которое, по его мнению, справедливо. Пусть выскажутся, и выберут понравившееся решение. Если дети малы, кубики делит мама на свое усмотрение. Каждый может почувствовать себя обиженным, помогаем справиться с чувствами.

Детский психолог, Нина Ливенцова