Нельзя! А как можно?

Нельзя! А как можно?

По моим наблюдениям, детям приходится вновь и вновь повторять какие-то правила, потому что мы говорим им как делать нельзя, а альтернативы не предлагаем.

В цветы лазать нельзя! Кошку за хвост хватать нельзя! У ёлки прыгать нельзя! Понятно, что нельзя. Но хочется! Вот мы и наблюдаем снова и снова, как чадо нарушает правила, хотя теорию знает на отлично.

Выход в том, чтобы показать ребёнку альтернативный путь взаимодействия с кошкой, елкой, цветами (он есть почти всегда). Таким образом, акцент смещается с запрета, на разрешение. И у ребёнка появляется возможность сделать, потрогать то, что очень хочется. Удовлетворить свою страсть, любопытство.

Расскажу личный случай. Я, в силу своей брезгливости, и из соображений безопасности, не разрешала трогать на улице кошек, а дома кошки нет. Но сыну они были так интересны, и при удобном случае он старался пнуть кошку, схватить за хвост. Я уже 1000 раз повторила своё нельзя, ну нельзя кошку обижать, она живая, ей больно! Мне, казалось, что я как-то не так это делаю, или мой сын просто необучаем. Но потом я посмотрела на ситуацию с другой стороны. Ему ведь интересна кошка, а трогать её нельзя, остаётся только вот такой незамысловатый способ провзаимодействовать с ней. Я взрослая, как могу помочь ребёнку?

Я стала говорить, что обижать кошку нельзя, но ее можно гладить. И показала как это делать. Сын ухватился за эту возможность. Конечно, кошку мы выбираем получше, а дома тщательно моём руки. Но к моей радости, дикие замашки прекратились. Этот случай я проанализировала, и стараюсь подобным образом поступать и с другими запретами. В моём случае работает.

Конечно, запретить легче, чем искать другой путь. И порой придется отодвигать свои страхи, тревогу. Но когда надоесть быть попугаем, попробуйте!

А может вы так всегда и делаете? Поделитесь опытом в комментариях. Нам всем это будет полезно.

Нина Ливенцова, детский психолог