Минусы оценок в первом классе

Минусы оценок для первоклассников.

Школьные оценки настолько привычны, что трудно представить, как может быть иначе. ⠀

Почему оценки не желательны в 1 классе

⏺Дети путают оценку деятельности с оценкой личности. Хорошая отметка за исписанную пропись = я хороший. Негативная отметка = я плохой.

⏺Дети часто неадекватно реагируют на неудачу. Негативная отметка вызывает бурные отрицательные эмоции. Появляется страх оценки.

⏺Смещение смысла обучения. Ребенок исписывает прописи не для оценки, а для тренировки. Не имеет никакого значения, красиво или нет нарисованы пресловутые палочки-крючки. Произошла тренировка. Завтра еще одна, потом еще одна. Писать красиво, считать правильно, читать гладко ребенок учится в процессе многочисленных тренировок, а вовсе не из-за оценок. И если уж важно дать какой-то знак ребенку, то вполне подойдет система зачет-незачет. Зачет – наличие выполненного задания, без учета качества.

⏺Соревнование — не подходящий способ обучения для 7леток. Соревнование подразумевает проигравших и отстающих. На тех, кто постоянно оказывается в проигравших, вешается ярлык. Ярлык формирует отношение одноклассников и учителя. Начальная школа – время наработки навыков. Ребенка можно сравнивать только с самим собой, раньше не умел, сейчас умеет.

⏺Не приветствую систему поощрений карточками, наклейками. Это приводит к соревнованию. Дети озабочены карточками. Смысл не в этом.

Если надо поощрить, есть СЛОВА. Всегда можно сказать ребенку:
✔«Я вижу, как ты стараешься. Твои буквы становятся лучше и лучше, ровнее и ровнее!»,
✔«Мне нравится, как ты читаешь!»
✔«Видишь, твои усилия дают результаты. Смотри, как здорово стало получаться!». ⠀
✴Слова будут вдохновлять ребенка, согревать его, помогать поверить в свои силы. Силу слова в этом случае трудно переоценить.

А вы что думаете? Знаю, что скорей всего не согласны‍♀

Нина Ливенцова, детский психолог