Родительский авторитет и воспитание детей

«Мой ребенок меня совсем не слушает, я для него не авторитет!»

Вам знакомо щемящее чувство неуверенности в своем праве установить границу, когда сообщаете ребенку, что мультиков больше не будет?

Или чувство «я монстр», когда нужно дать ребенку лекарство, а он не хочет?

Или страх, что начнется истерика, как только вы скажете: «Нет»?

Или желание потакать всем капризам, лишь бы не возникало конфликтов с ребенком?

Или безнадежное: «Ребенок нас продавил, ребенок нас победил?»

Лидерство, уверенность в себе как в родителе, авторитет, ведущая роль родителя – необходимое качество любого родителя. Кстати на курсе «Антикапризка» я помогаю натренировать это качество мамам, с помощью практических упражнений.

Быть лидером для своего ребенка – забота взрослого, не ребенка. И если вам кажется, что ребенок вас за человека не считает, вы для него пустое место, он вас игнорирует, то нужно разобраться, а какую позицию вы заняли в семье по отношению к детям, что вы сообщаете им между строк, как чувствуете себя при общении с детьми.

Родительское лидерство – ваше психологическое состояние, которое можно описать фразами «я тут главный», «я имею право», «я уверен в себе», «я беру на себя ответственность за непопулярное решение, и ответственность за последствия», «я все взвесил и принял решение», «я знаю, что так будет лучше», «я все делаю правильно», «я ошибся, признаю, вынесу уроки из этого», «на меня можно положиться».

Представьте две ситуации, два диалога:

1. Ребенок и мама вышли из магазина. Ребенок просит маму купить чипсы. Мама неуверенно, чуть слышно: «Я не куплю тебе чипсы». Ребенок настаивает, топает ножкой, тянет маму за юбку в магазин: «Купи!». Мама глубоко вздыхает, ищет поддержку глазами у своих подруг, которые стоят рядом и говорит: «Ну Петя, ну я не куплю…» Петя не унимается, он не верит маме: «Ааа, купи!» Мама опять тяжело вздыхает и говорит в пространство: «Он такой упрямый. Петя, ты уже кушал сегодня чипсы!» Петя орет: «Ааааа….» Мама опять тяжело вздыхает, ее ноги уже смотрят в сторону магазина: «Ну у нас денежек нет!» — последний аргумент. Но Пете плевать на денежки, он хочет чипсы: «Ты меня не любишь!» — удар ниже пояса.

Мама тяжело вздыхает, смотрит на подруг виноватым взглядом и говорит: «Сейчас мы вернемся…». Удаляются в магазин. Когда выходят, Петя счастливо жует чипсы, а мама опять тяжело вздыхает и начинает рассказывать подругам: «Петя очень упрямый мальчик, ему по барабану, что говорю, мои слова для него ничего не значат…»

Слова и правда ничего не значат. Потому что подтекст этих слов следующий: «Петя, я не хочу покупать тебе чипсы. Но я не уверена в этом. Ты расстроился, господи, я горемать, я заставила страдать ребенка. Как бы смягчить отказ. Я не имею права отказать в чипсах, для этого нужна уважительная причина, быть может он поймет, что денежек нет. Петя, если ты будешь чуточку настойчивым, я сделаю все что ты хочешь!»

Как думаете, это говорится из состояния лидера? Это ребенок будет видеть в своем родителе авторитет, он будет видеть в нем наставника, ведущего?

2. Ребенок и мама в магазине. Ребенок схватил чипсы и просит маму их купить. Мама: «Я не куплю эти чипсы. Положи их на место!» Ребенок смотрит на маму, и говорит: «Ну мама, ну пожалуйста!» Мама отвечает: «Верочка, я не куплю тебе чипсы, положи пакет на место!». Верочка хочет чипсы, капризно надувает губки и пробует еще раз: «Вы меня совсем не любите!» Мама отвечает: «Я тебя очень люблю. Ты это знаешь. Но чипсы положи на место, я их не куплю!» Ребенок смотрит на чипсы, на маму, на чипсы, на маму, тяжело вздыхает и несет пакет обратно. В это время подруга мамы Верочки и по совместительству мама Пети говорит: «Повезло тебе! Мой бы Петя тут такой скандал закатил! Все бы чипсы на полу валялись!»

Повезло ли маме Верочки? Нет, мама Верочки знает на какие истерики и скандалы способна ее дочь.

Но слова мамы имеют для Верочки смысл, потому что сквозь них читается уверенность мамы. Она говорит своей дочери следующее: «Я не куплю чипсы. Я считаю это правильным. Убедить в обратном меня не получится. Точка». Вера верит маме.

Как думаете Вера видит в маме авторитет, ведущего, наставника? Вера будет слушать маму?

Слова в обеих ситуациях были примерно одинаковые. Но подтекст, который они несли для детей был разным. Потому что состояния мам было разным.

Одна мама уверена в своем праве отказать ребенку, другая нет. Одна мама лидер для своего ребенка. Другая нет. Это важно!

Часто вы спрашиваете, как что-то объяснить ребенку, какими словами. Но дело не в том, что вы как-то неправильно слова в предложения составляете, а в том, из какого вы состояния это ребенку сообщаете, из какой позиции.

Лидерство, уверенность в себе как в родители, ведущая роль родителя – это то, что можно и нужно прокачать в себе любому родителю. И пока в этом месте вы спотыкаетесь, ребенок будет «продавливать, игнорировать, побеждать».

Продолжение здесь «Как родитель проявляет лидерскую позицию?»

Насколько по вашим ощущениям у вас прокачано родительское лидерское качество по 10 бальной шкале? Где 1 – мои лидерские родительские качества не прокачаны. 10 – мои лидерские родительские качества на высоте. Напишите цифру в комментариях.

P.S. Пример с магазином и чипсами, только пример. Ситуации могут быть самые разные.