Трудное поведение. Шаг 4. Исходные данные

Трудное поведение. Шаг 4. Исходные данные.

Самый частый вопрос, который мне приходится слышать, «Что делать?». «Ребёнок обманывает, что делать?», «Ребёнок не учит уроки, что делать?» В сущности это самый простой и самый сложный вопрос одновременно.

В вопросах, которые я привела в пример, не хватает данных. Врёт в каких ситуациях? Понимает, что это плохо или нет? Сам хочет исправить ситуацию? Зачем обманывает?

Когда собраны данные, ответ на вопрос, что делать, вырисовывается сам. В условиях недостатка знаний ответить на него невозможно.

Сегодня вам надо посмотреть на трудное поведение с разных сторон, и задать себе множество вопросов. Сегодня вы — детектив.

Представьте, что вы решаете задачу, и вам известно только, что путник вышел из пункта А в пункт В. Вопрос, сколько времени понадобится путнику. Правильно, данных недостаточно и решить задачу нет возможности. Точно так же с поведением.

Например, частая жалоба: «Ребёнок ничего не хочет, что делать?» Довольно часто выясняется, что ребёнок как раз много чего хочет: гулять, играть, слушать музыку, рисовать. Не хочет делать уроки, или то, что говорят родители.

Вот небольшой список вопросов для анализа:

✔Было ли поведение трудным всегда, или стало таким после определённого события. Что это за событие?
✔Со всеми ребёнок ведёт себя подобным образом или только с близкими?
✔Что провоцирует подобное поведение?
✔Были ли ситуации, когда ребёнок вел себя иначе?
✔Что пробовали делать и какой был результат?
✔Какие ваши действия улучшают ухудшают поведение ребёнка?
✔Как вы обычно выходите из ситуации?
✔Что происходит с вашими отношениями?
✔Как выглядит и что чувствует ребёнок во время инцидента? А вы?
✔Какие выгоды ребёнок имеет от этого поведения? А вы?

Итак, сегодня собираете данные. Как можно подробнее отвечаете на вопросы. Можете свои ответы и размышления записать.

Если в ходе выполнения задания появились вопросы, инсайты, открытия, делитесь в комментариях.

Нина Ливенцова, детский психолог