Трудное поведение. Шаг 4. Исходные данные.
⠀
Самый частый вопрос, который мне приходится слышать, «Что делать?». «Ребёнок обманывает, что делать?», «Ребёнок не учит уроки, что делать?» В сущности это самый простой и самый сложный вопрос одновременно.
⠀
В вопросах, которые я привела в пример, не хватает данных. Врёт в каких ситуациях? Понимает, что это плохо или нет? Сам хочет исправить ситуацию? Зачем обманывает?
⠀
Когда собраны данные, ответ на вопрос, что делать, вырисовывается сам. В условиях недостатка знаний ответить на него невозможно.
⠀
Сегодня вам надо посмотреть на трудное поведение с разных сторон, и задать себе множество вопросов. Сегодня вы — детектив.
⠀
Представьте, что вы решаете задачу, и вам известно только, что путник вышел из пункта А в пункт В. Вопрос, сколько времени понадобится путнику. Правильно, данных недостаточно и решить задачу нет возможности. Точно так же с поведением.
⠀
Например, частая жалоба: «Ребёнок ничего не хочет, что делать?» Довольно часто выясняется, что ребёнок как раз много чего хочет: гулять, играть, слушать музыку, рисовать. Не хочет делать уроки, или то, что говорят родители.
⠀
Вот небольшой список вопросов для анализа:
⠀
✔Было ли поведение трудным всегда, или стало таким после определённого события. Что это за событие?
✔Со всеми ребёнок ведёт себя подобным образом или только с близкими?
✔Что провоцирует подобное поведение?
✔Были ли ситуации, когда ребёнок вел себя иначе?
✔Что пробовали делать и какой был результат?
✔Какие ваши действия улучшают ухудшают поведение ребёнка?
✔Как вы обычно выходите из ситуации?
✔Что происходит с вашими отношениями?
✔Как выглядит и что чувствует ребёнок во время инцидента? А вы?
✔Какие выгоды ребёнок имеет от этого поведения? А вы?
⠀
Итак, сегодня собираете данные. Как можно подробнее отвечаете на вопросы. Можете свои ответы и размышления записать.
⠀
Если в ходе выполнения задания появились вопросы, инсайты, открытия, делитесь в комментариях.